Импортные товары в России могут стоить дешевле, чем внутри страны-производителя. Это связано с волатильностью курса рубля, что непосредственно влияет на товарооборот. О том, как это отражается на торговых отношениях России с другими странами рассказал старший научный сотрудник Лаборатории исследований международной торговли РАНХиГС Александр Фиранчук, выступая в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции.
Колебания рубля прямым образом влияют на основные компоненты товарооборота страны, заявил Александр Фиранчук. Свой доклад «Перенос рубля в цены внешней торговли: географические и товарные различия» он представил на сессии «Механизмы и эффекты денежно-кредитной политики в России».
«Долгие годы существовала проблема: мы экспортировали товары и ожидали, что стоимость товара будет равна стоимости на рынке сбыта, вне зависимости от курса. Но каждый раз теоретические ожидания опровергались практикой. Изменение курса в связке "цена импорта — цена для покупателя" была неполной», — констатирует эксперт.
По его словам, современные исследования показывают, что на стоимость импортируемых и экспортируемых товаров сильнее влияет курс национальной валюты относительно доллара США, а не относительно валюты торгового партнера.
Александр Фиранчук приводит аналогию с продажей автомобилей, как гетерогенных (неоднородных) товаров: так в 2015 году автомобиль марки “Mersedes-Benz” в России стоил дешевле чем в Германии, стране производителе, из-за действий крупного российского концерна, пытавшегося сохранить свою долю на рынке. Исследователь отмечает, что СМИ любят спекулировать сообщениями о том, что «на перенос курса в цену влияет валюта, прописанная в контрактах». Но научная литература скептически относится к таким заявлениям, так как валюта контракта эндогенна и определяется тем, какой мы перенос хотим получить в краткосрочной перспективе.
В ценообразовании присутствует также важный фактор взаимного обменного курса, однако Александр Фиранчук отмечает, что стоит обращать внимание на то, чей курс поменялся: покупающей страны или продающей. Он приводит в пример торговые отношения России с Арменией: «Если рубль ослабевает, то тогда все поставщики на российский рынок будут поднимать цены в рублях и армянские поставщики тоже повысят цены. А если армянский драм укрепится, то у армянских поставщиков не будет возможности повысить цены».
Говоря об особенностях внешней торговли России, Александр Фиранчук отметил, что здесь страна ориентировалась на три региона: страны СНГ, Европейский союз, являющийся то ли одним, то ли 28 разными регионами, и остальной мир. «И с каждым из игроков у нас свои принципиально разные взаимоотношения», — добавил эксперт, подчеркнув, что степень влияния курса рубля на цены международной торговли критическим образом зависит от региона страны-партнера.
СНГ, по мнению эксперта, является специфическим рынком, так как российские экспортеры занимают в нем лидирующие позиции и из-за этого все шоки рубля будут иметь серьезное влияние. С импортом здесь ситуация сложнее, так как импортеры из стран СНГ не являются крупными поставщиками на российский рынок. «Если рынок маленький и не особо значимый для поставщика, то решения близки к оптимальным, а если российский рынок является основным, в котором рубль упал, а цены снизились, то поставщикам некуда будет перенаправить товар», — говорит он.
При торговле со странами дальнего зарубежья, по мнению эксперта, курсовые риски практически полностью ложатся на российские компании.
Александр Фиранчук отмечает, что в ответ на изменения курса рубля зарубежные партнеры сильнее корректируют долларовые цены гетерогенных товаров, чем для более однородных товаров. «Эта закономерность сохраняется при контроле на регион страны-поставщика. Для экспорта выявляется схожее соотношение степени реакции долларовых цен на изменения курса рубля», — подчеркивает он. Наиболее восприимчивыми оказываются цены высокотехнологичных товаров из отрасли «машины и оборудование», добавляет эксперт.
«Отметим, что значительная часть российского высокотехнологичного экспорта реализуется на рынках стран СНГ, которые просто в силу своего размера не могут рассматриваться в качестве базы для долгосрочного развития такого экспорта», — заявляет эксперт. Но при этом, по его мнению, наращивание поставок высокотехнологичных товаров на другие рынки сопряжено с необходимостью расширять использование импортных компонентов, что связано с повышенными рисками из-за курсовых колебаний. «Данный факт требует учета при разработке программ поддержки экспорта и анализа его перспектив», — добавляет Александр Фиранчук.
Фото: iStock