Помимо оказания профессиональных медицинских услуг, россиянам необходимы эффективные инструменты контроля качества, а также система паллиативной помощи. Об этом шла речь на сессии XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ, посвященной организации здравоохранения.
Преподаватель кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Нино Габуния рассказала о национальной политике в области обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности на основе обзора зарубежного опыта и оценки состояния в России. Она отметила, что в отечественном здравоохранении качеству оказания медпомощи придается очень большое значение, однако большинство принимаемых мер относится к области контроля, а не обеспечения качественных медуслуг.
Так, наша страна участвует в инициативах ВОЗ по повышению безопасности пациентов на национальном уровне, но лишь организует День безопасности пациентов, а остальные системные инициативы остаются нереализованными. Отдельные бессистемные инициативы демонстрируют довольно низкую эффективность.
Среди лучших зарубежных практик она выделила системный подход в США, в частности принятый в 2005 году «Закон о безопасности пациентов и повышении качества» для внедрения системы «без наказания, чтобы стимулировать открытую подачу сообщений о неблагоприятных событиях со стороны медицинских работников». Во Франции с начала 2000-х функционирует публичная система сбора индикаторов качества и безопасности Scope Sante. В Казахстане действует национальный стандарт и орган по аккредитации качества и безопасности медицинской деятельности, активно внедряется система сбора сообщений о неблагоприятных событиях.
Доклад аспирантки факультета социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Анастасии Угаровой касался роли НКО в институционализации паллиативной помощи в России. По ее словам, с усилением интеграции паллиативной помощи в государственную систему здравоохранения произошло усиление контроля за НКО, а вместе с ним сократились возможности получения иностранного финансирования и опыта зарубежных учреждений. Ограничительное изменение законодательства в этой сфере и угроза получения статуса иноагента значительно сократили возможности НКО, которые не стремятся заменять функции госорганизаций, а дополняют их и стараются закрывать существующие пробелы. Именно они играют сейчас основную роль в повышении качества и расширении доступности паллиативной помощи. Вместе с тем приоритизация медицинской помощи над немедицинской не всегда допускает установление эффективного сотрудничества между НКО и медорганизациями.
Аспирант кафедры социологии МГИМО МИД России Кристина Ракова рассказала, как «умные» часы помогают становлению гибридной коммуникации между врачом и пациентом. В современном обществе процесс цифровизации системы здравоохранения идет ускоренными темпами, побуждая людей к регулярному мониторингу состояния здоровья в фоновом режиме с помощью «умных» устройств с медицинскими приложениями. В этом есть и плюсы, и минусы, в том числе погрешность медицинских показателей, фиксируемых смарт-часами. Полагаясь на них, владельцы устройств могут принять ошибочные решения относительно своего питания, лекарств и образа жизни. Поэтому необходимо участие медика: устройства позволяют врачу получать информацию о состоянии здоровья пациента в любой точке планеты и корректировать лечение.
Профессор кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Василий Власов рассказал о развитии противоэпидемической политики. Он сравнил эффективность стратегий, применяемых правительствами разных стран для преодоления пандемии COVID-19. По мнению профессора, власти отдельных стран относительно успешно формируют тактику реагирования на темпы и особенности распространения инфекции, однако до формирования модельной противоэпидемической политики еще далеко.
Фото: iStock