«Наша задача — спасти продукты, которые не продаются, и в то же время помочь нуждающимся людям»

Решение проблемы, связанной с выбрасыванием еды, лежит не только в экономической плоскости, но также в социальной и экологической. Уменьшить объемы продовольствия, отправляемого на свалку, поможет в том числе фудшеринг. Эта мера, которая позволяет поделиться продуктами питания или обменять их, набирает популярность. Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ и Центр «Благосфера» провели очередную дискуссию в цикле «Что известно о состоянии российского гражданского общества на основе данных опросов и статистики?».

«Готовы ли россияне к осознанному потреблению продуктов?» — так была сформулирована тема дискуссии. В мероприятии приняли участие профессор факультета экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Марина Шабанова и президент благотворительного фонда «Фонд продовольствия “Русь”» Юлиа Назарова. Вела мероприятие директор центра «Благосфера» Наталья Каминарская.

Всего в мире, по данным ООН, на свалке оказывается примерно третья часть всех произведенных продуктов, и чем выше уровень развития страны, тем больше продуктов на свалку отправляют ее граждане, рассказала Марина Шабанова. Свое исследование она назвала «Выбрасывание продуктов и практики по “спасению еды” в России (микроуровень анализа)», в его основе — репрезентативный опрос, в котором приняли участие 2 тысячи российских граждан.

По оценке Марины Шабановой, пищевые отходы в России — довольно значительный сегмент в структуре всех отходов потребления, это около 35%, или 17 млн тонн в год. «Общая стоимость этих продуктов оценивается более чем в 1,6 трлн рублей, — говорит она. — А их спасение позволило бы прокормить 30 млн человек и избавиться от 2,4 млн тонн метана и других газов, образующихся на свалках». По ее мнению, ответ на вопрос, почему же люди выбрасывают еду, заключается в том, что так ведут себя потребители, у которых нет «баланса между множественными конкурирующими целями». Среди таких целей, например, стремление человека быть кормильцем семьи, хорошим родителем, приверженность здоровому и разнообразному питанию, гостеприимство, получение удовольствия от еды.

Автор исследования назвала наиболее распространенные причины появления излишков пищевых отходов в домохозяйстве: неточность в планировании покупок, отсутствие навыков хранения и приготовления еды, ошибки в понимании при чтении информации на этикетках о сроках годности того или иного продукта, влияние рекламных предложений, большие упаковки. Однако автор доклада предлагает посмотреть на проблему не только в экономическом разрезе, но также с социальной и экологической точек зрения. «Практика спасения еды содержит в себе социальные и экологические аспекты, и решение этих вопросов может стать вызовом для всего гражданского общества», — заключает Марина Шабанова.

Фото: iStock

Юлиа Назарова акцентировала внимание на том, что проблема пищевых отходов — это в том числе решение вопросов о сохранности ресурсов. «На производство каждого продукта уходит огромное количество ресурсов — вода, земля, энергия, и это все мы теряем безвозвратно. Поэтому мы, как банк еды, стараемся работать с производителями продуктов, которые не успевают продать свою продукцию до истечения срока его годности. И наша задача — спасти продукты, которые не продаются по каким-то причинам, и в то же время помочь нуждающимся людям», — сказала Юлиа Назарова. Только в 2019 году, по ее оценкам, возглавляемому ею фонду удалось помочь более 60 млн человек.

Согласно исследованию, которое представляла Марина Шабанова, в последние годы потребители начали менять свои привычки по отношению к пищевым отходам. Например, если в 2008 году (по данным ВЦИОМ) только порядка 36% опрошенных не выкидывали продукты, то в последнее время, в частности в период пандемии, эта цифра выросла до 52%. «Из чего можно сделать вывод, что пандемия сделала россиян более рачительными хозяевами и социально ответственными гражданами», — заметила Марина Шабанова.

Впрочем, для того, чтобы бережливое отношение к продуктам поднять на более высокий уровень, эксперт предложила популяризировать практики по спасению еды, которые разделила на три группы. К первой группе она отнесла передачу продуктов питания животным и компостирование. «Передача продуктов животным — это самая распространенная практика, к ней обращаются 48% респондентов», — говорит она. Ко второй группе относится продление сроков годности продуктов: заморозка, дополнительная обработка и переработка. К третьей — поиск тех граждан, кому нужны эти продукты. «При этом поиск ведется через социальные каналы (онлайн и офлайн), через интернет (социальные сети), лишние продукты относят на работу, угощают коллег, передают нуждающимся через храмы и общественные организации», — отмечает эксперт.

Юлиа Назарова также рассказала о том, как работают соцсети в рамках фудшеринга. По ее словам, сегодня существуют специальные платформы, такие как АНО «Фудшеринг», «Отдам еду даром» и другие, на которых могут встретиться те, кто имеет излишки еды, и те, кто в ней нуждается.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что одним из важнейших факторов по улучшению ситуации является проведение образовательных мероприятий среди населения, особенно среди молодежи. «Сейчас наблюдается такой феномен, как угасание национальной памяти, — резюмировала Марина Шабанова. — Старшее поколение гораздо бережнее относится к еде, чем молодежь. А молодежь — наше будущее, которое надо образовывать в этой сфере».

Фото: iStock

Дата публикации: 15.04.2022

Автор: Николай Константинов

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: