Госполитика последних лет направлена на увеличение бюджетного набора в вузы, поддержку региональных университетов и отдает приоритет техническим направлениям подготовки перед гуманитарными. Как это отразилось на структуре спроса на высшее образование во время пандемии, обсуждалось на вебинаре, организованном Центром финансово-экономических решений в образовании НИУ ВШЭ.
Вебинар-лекция рассчитана на абитуриентов программы «Управление в высшем образовании». Это самая известная в стране магистратура для подготовки управленческих кадров вузов, отметил директор Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ Кирилл Зиньковский. Свою лекцию он построил на данных проекта «Мониторинг качества приема в вузы». Одним из направлений политики последних лет в отношении высшего образования стало увеличение бюджетного набора в вузы, с тем чтобы снизить последствия вызванного пандемией ухудшения экономического положения семей. В результате совокупный спрос на высшее образование в столицах продолжает медленно расти, но в регионах он «уперся в потолок», рассказал Кирилл Зиньковский. Учреждения среднего профессионального образования стали серьезным конкурентом университетам во всех регионах, причем как в бюджетной сфере, так и в платной.
Повышение проходного балла на бюджетные места с 2019 года привело к замещению спроса на платное высшее образование, но уже в 2021 году этот фактор себя исчерпал. Даже добавление бюджетных мест по техническим направлениям уже не способно привлечь поток абитуриентов — они предпочитают поступать на социально-экономические направления на платной основе, объясняет директор центра.
Спрос на платное высшее образование в Москве в 2020 году как минимум не снизился по сравнению с 2019-м, причем стоимость обучения не стала ниже. То есть в Москве, как и раньше, концентрируются основные платежеспособные группы населения. Фактически замещение платного образования бюджетным идет только в регионах страны, что можно расценивать как частично положительный эффект реализации госполитики.
Еще одним ведущим направлением госполитики является поддержка региональных вузов для снижения диспропорции в системе высшего образования, возникшей за последние десятилетия, отметил Кирилл Зиньковский. Несмотря на длительную историю проектов развития ведущих и опорных вузов в регионах, две студенческие столицы — Москва и Санкт-Петербург — привлекают более 70% абитуриентов страны с 80 баллами ЕГЭ и выше. Тем не менее меры госполитики и усилия региональных вузов привели к тому, что в последние годы качество приема в них постепенно начало улучшаться. Так, выросло число 80-балльников по математическим, ИТ, социально-экономическим и гуманитарным направлениям. Однако по техническим направлениям региональные вузы ухудшили свое положение по сравнению с вузами двух столиц, констатирует эксперт.
По его словам, приоритет технических направлений подготовки не дает заметного результата: динамика реального спроса находится в противофазе с мерами госполитики, кроме ИТ. Совокупный спрос на технические направления подготовки поддерживается за счет перераспределения бюджетных мест от «лириков» к «физикам», что приводит к выдавливанию спроса «лириков» в платное образование, которое превышает по набору бюджетное. В столицах набор на технические направления не увеличивается, а качество абитуриентов растет. В регионах же, напротив, набор увеличивается, но качество абитуриентов не растет и значительно уступает столичному.
«Количество 80-балльников по техническим направлениям подготовки катастрофически низкое, притом что численно они занимают первое место в региональных университетах», — подчеркнул Кирилл Зиньковский. По его мнению, результаты исследования дают представление о том, в каком направлении можно работать с талантами в регионах.
«Меры, направленные на повышение качества образовательных программ и удержание талантливых ребят в регионах, работают. Причем работают не на уровне государства, а на уровне университетов, которые сознательно вкладываются в повышение качества образовательных программ», — пояснил эксперт.
С техническими программами в любом региональном университете будет сложнее, потому что Москва и Санкт-Петербург себя утвердили как «технические» столицы, что видно по качеству абитуриентов. Но с остальными образовательными программами, особенно по популярным направлениям, это работает. Таким образом, вузы могут принимать различные меры по созданию новых образовательных программ, а также изменению политики управления профессорско-преподавательским составом.
Фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики