Статистика финансовых мошенничеств с банковскими счетами граждан поражает. В прошлом году так было украдено 13,5 млрд рублей. Большинство россиян, имеющих мобильные телефоны, сталкивались с покушениями на их средства в банках. Мошенники пользуются неподготовленностью граждан в финансовых вопросах. Как повысить финграмотность населения, в интервью HSE Daily рассказал Александр Иванченков, заместитель директора Федерального методического центра (ФМЦ) по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ.
— Когда вы начали заниматься проектом финансовой грамотности населения в рамках ФМЦ, было то, что оказалось совершенно неожиданным?
— Вообще все в этом проекте для меня было неожиданным. Во-первых, было неожиданным то, что этот проект настолько творчески интересный. Во-вторых, очень неожиданной была ответная реакция со стороны общества: обучение финансовой грамотности оказалось настолько востребованным и, на мой взгляд, необходимым как для самих педагогических работников, так и для учащихся. Внедрение финансовой грамотности в школах неожиданно начало трансформироваться в различные формы проектных работ, квестов, мероприятий, волонтерских и конкурсных программ, то есть жить своей насыщенной жизнью. Мы за изменением ситуации даже не всегда поспеваем, хотя очень стараемся. Проект динамичный и необходимый для каждого гражданина нашей страны.
Александр Иванченков, фото: Высшая школа экономики
Приведу пару интересных цифр. С банковских счетов в 2021 году мошенники утащили 13,5 млрд рублей. Из этой суммы правоохранительные органы возвращают менее половины. И надо учитывать, что часть пострадавших просто не обращаются в правоохранительные органы, так как они не надеются вернуть похищенное. Известно, что кол-центры и хакерские центры, которые похищают деньги, системно функционировали на территории Украины, и пытаться вернуть деньги в таком случае — практически безнадежное занятие. К сожалению, в этой серой для наших правоохранителей зоне существовала целая индустрия по хищению средств граждан. Вы знаете, что с начала спецоперации количество мошеннических звонков снизилось больше чем на 75%?
— Да, практически исчезли. А раньше в некоторые дни — звонки, как артиллерийский салют…
— И ситуация усугублялась: в 2021 году Банк России выявил 2679 субъектов с признаками нелегальной деятельности на финрынке (в том числе 871 финансовую пирамиду) — это на 73% больше, чем годом ранее. Девять из десяти граждан, имеющих мобильные телефоны, сталкивались с телефонным мошенничеством. Причем из года в год способы воздействия становятся все более и более изобретательными. Банковское сообщество и ЦБ делают много со своей стороны для противодействия, но самое важное, конечно, это финансовая грамотность самих граждан.
— В каких образовательных учреждениях ваша основная база для подготовки преподавателей, каким группам населения преподаете финансовую грамотность?
— Мы готовим в основном педагогов для школ и учреждений среднего профессионального образования для внедрения финансовой грамотности в образовательный процесс и в рамках предметного обучения (математика, обществознание, история, география, информатика), и во внеурочной деятельности. Подготовка производится в рамках нашей федеральной сети на базе региональных методических центров. ФМЦ также реализовал большой проект с Департаментом финансов и Департаментом труда и социальной защиты города Москвы.
В его рамках мы проводили обучение пенсионеров города на 120 площадках территориальных центров социального обслуживания населения. К большому сожалению, пенсионеры представляют самую уязвимую группу населения, которую чаще всего обманывают.
Кроме того, проводилось обучение работников социальной сферы, в силу должностных обязанностей имеющих дело с самыми уязвимыми категориями населения.
— Чему именно вы учите педагогов? На что настраиваете?
— У нас есть базовая программа на 72 часа, которая касается всех сторон жизни в части финансовой грамотности. Это скорее программа повышения квалификации педагогов всех уровней. Рассказываем о том, как работает банковская система, инвестиционный рынок, страхование, система пенсионного обеспечения, обучаем основам предпринимательской деятельности и базовым знаниям противодействия финансовому мошенничеству. Также ведется подготовка педагогических работников по специализированным программам. В рамках проекта подготовлены соответствующие учебно-методические материалы, в том числе электронные учебники для каждой категории учащихся. С 1 сентября 2022 года финансовая грамотность официально введена в школьные программы по математике, обществознанию и географии. Мы надеемся, что и в другие предметы, такие как литература и информатика, элементы финансовой грамотности будут также внесены в ближайшее время.
— Значит, вся методическая база ваша?
— Да, методическая база наша. Мы сами делаем программы, разрабатываем учебно-методические материалы и производим съемку видеокурсов. Более того, в этом году мы планируем поучаствовать в совместном проекте «ВКонтакте» и Высшей школы экономики и разместить свои курсы на новой платформе Skillbox, которую планируется запустить в июне текущего года. Мы обязательно примем участие в этом проекте для обеспечения максимального доступа к образовательным материалам.
Так как наш центр работает в 40 субъектах Российской Федерации, мы привлекаем лучших экспертов и методистов нашей страны к совместной работе. Лучшие региональные идеи, проекты и практики с помощью созданного всероссийского сетевого педагогического сообщества имеют перспективы получить развитие как на федеральном уровне, так и в других субъектах. Приглашаю всех ознакомиться с аккаунтом сообщества во «ВКонтакте» и сайтом ФМЦ НИУ ВШЭ, с нашей страницей в YouTube — там масса интересных материалов из различных источников по теме финансовой грамотности. Без преувеличения могу сказать, что при запросе в поисковых системах «ФМЦ по финансовой грамотности» сайт нашего центра будет в числе первых, что показывает большую востребованность наших учебно-методических материалов и характеризует качество работы центра в целом.
— Что больше всего интересует школьников?
— Школьников обычно интересует, как можно быстро заработать деньги на финансовом рынке. Увы. Мы даем им основы инвестиционной грамотности и инвестиционной безопасности. Директор центра, заслуженный экономист, д.э.н., профессор НИУ ВШЭ Николай Берзон готовит специальный курс для школьников старших классов и начинающих инвесторов на эту тему, чтобы уберечь от ошибок и потери денег. Вторая тема, которая интересует, пожалуй, все категории слушателей, — это финансовое мошенничество. Ну и конечно, лидирующие позиции среди интересных тем для школьников занимает создание и развитие собственного бизнеса.
Кроме того, следует отметить, что НИУ ВШЭ совместно с Министерством финансов России проводит олимпиаду для школьников «Высшая проба» по направлению «Финансовая грамотность», позволяющую победителям поступить в университет на ряд специальностей экономического профиля без экзаменов или получить льготы при поступлении. Это хорошо мотивирует школьников интересоваться финансовой грамотностью.
— А пенсионеров просто предостерегаете от уловок мошенников?
— Слово «предостеречь» близкое по смыслу к слову «запретить». У нас это прежде всего образовательный процесс. Даются базовые понятия и формируются взгляды на то, как правильно сохранить и приумножить накопления, как сэкономить деньги, принимая правильные финансовые решения, куда обратиться в случае нарушения прав или столкновения с обманом и мошенничеством. Естественно, вопросы безопасности проговариваются отдельно и достаточно подробно. У пенсионеров свой, особенный взгляд на вещи. Они хотят консервативных инвестиций, хотят знать, во что вложить свои деньги, чтобы они приносили пусть небольшой, но стабильный доход.
— У ФМЦ развитая сеть в регионах. Есть ли там проблемы с преподавательскими кадрами?
— Мы сталкиваемся с такой проблемой, так как для преподавания своих программ нам необходимо иметь подготовленных специалистов. У нас 22 региональных и межрегиональных методических центра в 40 регионах. Базовыми площадками для организации образовательного процесса являются институты развития образования либо федеральные университеты, которые специализируются на подготовке педагогических кадров или на экономике и финансах. Естественно, мы приглашаем на работу прежде всего преподавателей этих институтов. Претендент проходит фильтр на оценку квалификации и опыта работы в Федеральном методическом центре, затем аттестацию, обучение и получает удостоверение, позволяющее преподавать по программе ФМЦ. Мы сталкиваемся иной раз с тем, что институтам развития образования не хватает квалифицированных кадров по экономике и финансам. В таких случаях привлекаем кадры из других вузов, специализированных колледжей. За качеством обучения в регионах мы следим всерьез.
— Федеральный методический центр и Департамент финансов города Москвы совместно провели День финансовой грамотности. Ради чего проводят такие мероприятия?
— Это мероприятие и задумано было по совместной инициативе. Дело в том, что у нас есть давняя и очень удачная история взаимоотношений с этим департаментом. По его заказу мы в 2018/19 учебном году проводили обучение пенсионеров и работников социальных служб. К сожалению, затем наступила пауза, связанная с пандемией. Сейчас этот проект возрождается, и мы пригласили пенсионеров для участия очно — это основная целевая аудитория, а также студентов и педагогов — в онлайн-формате. По факту в Дне финансовой грамотности приняло участие более 400 пенсионеров из разных районов Москвы, причем приехали даже из очень отдаленных, таких как Зеленоград и Коммунарка. Было несколько интересных выступлений таких известных, очень значимых сотрудников Высшей школы экономики, как, например, заслуженный экономист России, д.э.н., профессор Николай Берзон. Он рассказал о том, что сейчас интересует всех, — как сохранить сбережения в условиях кризиса. От Департамента финансов очень интересные выступления были у и.о. руководителя Центра финансовой грамотности Департамента финансов Москвы Ольги Лукачевой, рассказавшей о наиболее интересных банковских продуктах на сегодняшний день, и начальника отдела по вопросам финансовой грамотности населения старшего возраста Натальи Пивкиной, давшей практические рекомендации по разумному финансовому поведению. Заместитель директора ФМЦ профессор Сергей Вагин рассказал о новых способах мошенничества, которые возникли в момент кризиса.
Сергей Вагин, День финансовой грамотрости в НИУ ВШЭ, фото: Высшая школа экономики
Темы очень актуальные, и вопросов было задано столько, что, начав отвечать очно, мы поняли: ответить на все в отведенное время нереально. Департамент финансов города Москвы принял решение ответить на вопросы через газету «Вечерняя Москва». Очень благодарен команде департамента за креативный и ответственный подход к совместной работе, они реально большие молодцы.
— По итогам шести лет работы центра что бы вы поставили в зачет себе и всей команде?
— За эти годы Федеральный методический центр обучил более 30 000 педагогов по всей территории Российской Федерации — по 11 программам повышения квалификации, более 8000 пенсионеров и более 1000 специалистов территориальных центров социального обслуживания города Москвы. Пожалуй, самое большое достижение состоит в том, что в России теперь функционирует система подготовки преподавателей региональных центров, подготовки методических материалов, обучения педагогических работников школ и СПО, методической поддержки и мониторинга качества обучения.
На базе ФМЦ создан и развивается образовательный кластер-экосистема, включающий в себя все компоненты образовательного процесса. Иными словами, есть на чем учиться, есть у кого учиться, есть где учиться.
— А есть момент неудовлетворенности? Допустим, что-то вы собирались сделать и не сделали.
— Всегда есть цель, к которой можно стремиться. Хотелось бы работать во всех субъектах РФ. Мы обладаем большим потенциалом по подготовке программ, есть желание его реализовать. Хотели бы больше работать с крупными корпорациями, банками и другими структурами по развитию финансовой грамотности. По обучению не только педагогических работников, но и служащих, студентов, сотрудников, пенсионеров. У нас есть возможности и большое желание реализовывать свой потенциал.
— Как финансируется деятельность ФМЦ и сколько стоит участие в программах?
— Наш проект финансируется централизованно за счет федерального бюджета Министерством финансов Российской Федерации. Для педагогов это абсолютно бесплатное обучение.
— Есть ли обратная связь с преподавателями, обучающимися?
— Обратная связь существует постоянно, потому что у нас, кроме административной структуры, функционирует еще и сетевое педагогическое сообщество. От педагогов из регионов постоянно получаем ответную реакцию — видим, что там происходит, слышим отзывы о работе. В 2018–2019 годах мы работали по заказу города Москвы, и на каждом занятии пенсионеры имели возможность написать отзыв о том, что им нравится, что не нравится, что надо добавить, что убавить. Мы получили более 4000 позитивных отзывов — это более 99% всех полученных. На 1% пришлись вопросы, связанные с моментами бытового неудобства проведения занятий или желанием расширить программу на ряд смежных вопросов. Таким образом мы сформировали вторую часть программы по повышению финансовой грамотности населения Москвы пенсионного возраста.
Совсем недавно я разговаривал с руководителем одного из РМЦ, которая звонила в немного паническом настроении: «Я планирую набрать группу 30 человек, а записалось уже 80, и есть желающие еще на 50. Я не могу администрировать такую большую группу!»
Так что спрос очень большой. План по обучению у нас в этом году практически на 11 000 человек, но, не особо напрягаясь, можно обеспечить набор и 20 000. Если бы у нас было дополнительное финансирование на подготовку педагогов в регионах, мы бы смогли удовлетворить и этот спрос.
— Но хватит ли кадров при таком расширении?
— Кадров хватит. Естественно, в случае необходимости мы привлекаем преподавателей из Санкт-Петербурга, Уфы, Казани, Краснодара, Самары, которые работают онлайн.
Как пример: в этом году мы создали новый региональный центр в Салехарде, в Ямало-Ненецком автономном округе. В городе нет ни одного высшего учебного заведения, ни одного колледжа по экономическому профилю. Но рядом Челябинск, где есть хорошо работающий региональный методический центр на базе Уральского филиала Финансового университета. Преподаватели центра готовы поработать дистанционно и подготовить педагогов для школ ЯНАО. Большое достоинство ФМЦ в гибкости, в том, что у нас такие взаимосвязи хорошо налажены и в случае необходимости преподаватели из другого региона всегда готовы помочь коллегам. Кроме того, за счет функционирования сетевого педагогического сообщества мы имеем возможность пользоваться и обмениваться между регионами любыми учебно-методическими материалами, опытом подготовки проектов и мероприятий.
Кто-то что-то интересное придумал, кто-то что-то интересное разработал, но варится в своем узком кругу. Мы имеем возможность эту разработку вытащить наверх, показать на федеральном уровне и помочь другим регионам познакомиться с ней. Возникает такая своеобразная, очень полезная конкуренция между регионами. Проект по финансовой грамотности по большому счету рассчитан на то, чтобы научиться жить, распоряжаться возможностями, планировать свои расходы, доходы. Призна́ем, что деньги — это, пожалуй, одно из самых чувствительных мест жизнедеятельности человека.
Фото: iStock