Какие вызовы стоят сегодня перед российской системой образования и как она должна на них реагировать? Участники заседания расширенного совета Российского союза ректоров сошлись во мнении, что нужно избежать резких действий и постараться взять лучшее из болонской системы, современного российского и советского опыта, лучших практик других стран, чтобы построить эффективную национальную систему, способствующую развитию экономики и общества. Ректор ВШЭ Никита Анисимов отметил, в частности, что необходимо увеличивать финансирование высшего образования, которое было сокращено после перехода на болонскую систему.
Совет Российского союза ректоров прошел 2 июня. Тема заседания — «О системе высшего образования России в новых условиях: вызовы, ограничения, основные направления развития». В дискуссии приняли участие ректоры вузов, руководство Минобрнауки России, депутаты Госдумы.
Ректор МГУ Виктор Садовничий, открывая заседание, предложил оценить тот опыт, который приобрела российская система образования за годы после присоединения к болонской системе, определить, что можно взять из советского опыта, обозначить направления модернизации.
«Я никогда не скрывал своего отношения к болонской системе и всегда возражал против прямого ее копирования», — сказал ректор МГУ. Он рассказал, что участвовал в самом начале обсуждения этой системы и видел, что многие ректоры европейских университетов не были сторонниками ее безоговорочного распространения, опасаясь потери самобытности национальных систем образования.
Россия присоединилась к болонской системе в 2003 году, а в 2011-м присоединение было оформлено законодательно, напомнил Виктор Садовничий. Участие в системе означает взаимное признание дипломов, наличие трех уровней высшего образования, введение зачетных единиц, признание трех принципов освоения образовательных программ (знание, умение, навыки), наличие академической мобильности, ответственность университетов за качество образовательных программ.
Несмотря на унификацию подходов, большинство европейских стран развивает национальные системы образования, говорит Виктор Садовничий. Например, знаменитые инженерные школы Франции продолжают практиковать пятилетний специалитет, в Китае по многим специальностям предоставляется выбор между двухуровневой формой и специалитетом.
В российской системе последние 10 лет преобладает двухуровневая система, но специалитет сохранен в медицине, математике, физике, биологии и других дисциплинах. В МГУ ввели также интегрированную магистратуру, и этот опыт Виктор Садовничий считает весьма успешным. Но по отдельным направлениям успешно развивается двухуровневое образование. Поэтому, уверен ректор МГУ, правильным будет взять лучшее из обеих систем, тем более что многие профессиональные сообщества ориентируются на специалистов двухуровневого образования.
Необходимо сохранить взаимное признание дипломов, прежде всего в евразийском пространстве, странах БРИКС и других регионах мира.
«Что такое болонская система и болонский процесс? Давайте определимся по формулировке», — предложил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов. Это зона общеевропейского высшего образования, в которую Россия вошла в 2003 году одновременно с Албанией, Андоррой и Ватиканом. Задачи европейских органов управления образованием понятны, отметил ректор Вышки: отдельные европейские государства не могли себя позиционировать в глобальном образовательном пространстве, хотели конкурировать сообществом.
Никита Анисимов, фото: Высшая школа экономики
«Европейская система образования сейчас — это “Евровидение”. Вот давайте ответим себе на вопрос, хотим ли мы участвовать в “Евровидении”», — обратился к коллегам Никита Анисимов, подчеркнув, что такая оценка — сугубо его личное мнение. Но надо понимать, что вхождение России в зону европейского высшего образования потребовало взять на себя обязательства по изменению законодательства. «Мы должны договориться, меняем ли мы законодательство, если решим денонсировать участие в болонском процессе. Это вопрос для очень глубокой дискуссии», — подчеркнул он. Если мы так же, как Китай, Индия, США, самостоятельно позиционируем свою образовательную систему, необходимо выстроить ее так, чтобы она работала в первую очередь в интересах государства в новой реальности. А для этого необходимо учитывать советский опыт и лучшее из практики последних лет.
Есть плюсы участия в общеевропейской системе, от которых отказываться нельзя. «Мы сделали свою систему образования понятной для талантов из других стран… Почему бы нам не пылесосить молодые таланты, как это делает, например, Индия? — задался вопросом ректор Вышки. — И конечно, мы должны быть включены в глобальные сети обмена знаниями. Выпадать из них недопустимо».
Он напомнил, что с введением болонской системы был произведен секвестр финансирования из-за сокращения срока обучения до четырех лет в бакалавриате. Сегодня необходимо понимать, что нужно обсуждать недофинансирование системы образования, и в экспертной проработке этого вопроса должны принимать участие университеты, заключил Никита Анисимов.
Президент Российской академии наук Александр Сергеев поддержал взвешенный подход к обсуждаемым изменениям. Он уверен в том, что подойти к реформе системы образования нужно спокойно и обдуманно. Необходимо понять, как нам встроиться в текущую ситуацию. «Обратите внимание, что те страны, на которые мы привыкли равняться, в таких случаях поступают очень аккуратно», — напомнил он. У нас задача — обеспечить технологический суверенитет, и мы должны ориентироваться на заинтересованного квалифицированного работодателя, уверен президент РАН.
Председатель Ассоциации ведущих университетов России, ректор СПбГУ Николай Кропачев предостерег от того, чтобы дискуссия не свелась к трем-четырем важным, но частным направлениям, в то время как обсуждать нужно проблему совершенствования национальной системы образования в целом. Дискуссия должна быть продиктована не только сегодняшней обстановкой, но в первую очередь потребностями страны.
«Базовая посылка состоит в том, что и внутри, и снаружи происходят достаточно серьезные изменения, и говорить о том, что система образования будет в стороне, было бы принципиально неправильно», — в свою очередь подчеркнул министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Часть базовых принципов болонской системы была имплементирована в наше законодательство, и мы накопили серьезный опыт применения этих принципов в отечественной системе образования, отметил он. Практика показала, что часть из них нуждается в корректировке, «а где-то прослеживается неэффективность».
В числе достоинств, приобретенных в последние годы, министр назвал академическую мобильность, но отметил, что сегодня ее направления изменились. «Мы должны сохранить институт академической мобильности и развить его по-новому. Дать толчок внутри страны, чтобы была возможность передвигаться студентам между вузами, региональными и столичными», — сказал он. Необходимо также предоставить им шансы быть мобильными на пространстве стран Азии, Латинской Америки, а также на евразийском пространстве.
В целом масштабность подхода сегодня определяется тем, что создается новая уникальная система образования, во многом обусловленная тектоническими изменениями в экономике, под которые образование должно быть адаптировано. «Я бы сказал, что отверточная сборка, складывание целого из готовых кубиков предполагали минимальный запрос на инженера-творца. Сегодня мы должны восстановить и проектирование, и производство, и обслуживание по тем технологическим кластерам, по которым ранее мы могли импортировать технологии, продукцию», — подчеркнул Валерий Фальков. Прежде всего это создает новую реальность для инженерного образования. По его словам, сейчас расширится в несколько раз число технологических направлений, вырастет спрос на всю линейку специалистов-инженеров. То есть формируется «потребность создавать технологии, а не просто обслуживать».
В связи с этим министр предлагает посмотреть поверх альтернативы «бакалавриат — специалитет», главное — исходить из запросов экономики: «Есть виды человеческой деятельности, которые не могут быть уложены в прокрустово ложе бакалавриата». Практика показала, что в некоторых случаях это приводило к снижению качества образования, снижению системных знаний у студентов. В то же время переход на двухуровневую систему был весьма активным, обратил внимание министр.
При этом некоторые вузы, например педагогические, практикуют бакалавриат, но пятилетний, то есть, по сути, специалитет.
При этом Валерий Фальков считает принципиально важным сохранить как лучшие практики советской системы образования, так и достоинства, приобретенные с опытом последних лет. Например, в России обучаются 400 тысяч иностранных студентов, среди них особенно популярно здравоохранение, хотя в этой сфере принят в качестве формы обучения специалитет.
По убеждению министра, нужно масштабное осмысление института магистратуры. Она должна быть притягательной для студентов и при этом тесно кооперироваться с технологическими партнерами, с индустриальным сектором, а если речь идет об исследовательских направлениях, то с аспирантурой.
«Никакого отката назад не будет, произойдет синергия лучших практик, в конечном счете выиграют и абитуриенты, и университеты, и промышленность, и вся наша страна», — резюмировал Валерий Фальков. Все эти преобразования возможны только при широком консенсусе в профессиональном сообществе, подчеркнул он.
Фото: Андрей Филяев / Высшая школа экономики