Умение учиться и работать в команде, устойчивость к стрессу, эмпатия и адаптивность, способность работать в условиях неопределенности и взаимодействовать кросс-функционально — такой набор навыков soft skills считают необходимым эксперты для того, чтобы быть успешным на рынке труда.
«Компетенции будущего: чему учиться и как учить в направлении soft skills?» — эту тему обсудили участники дискуссии на завершившемся на днях Петербургском международном экономическом форуме. Модератором сессии выступил Дмитрий Земцов, проректор Высшей школы экономики. «Soft skills у меня ассоциируются с тем временем, когда мир был спокойнее, расслабленнее. На прошлом ПМЭФ рассуждения о soft skills — мягких навыках, компетенциях будущего — смотрелись более органично. Что такое soft skills сейчас, как о них можно говорить в новой нормальности? Не странны ли сегодня рассуждения на эту тему?» — задал тон беседы Дмитрий Земцов.
Дмитрий Земцов, фото: Евгений Лучинский / Фонд Росконгресс
Елена Мякотникова, советник Росмолодежи, полагает, что до сегодняшнего дня были взаимосвязи, коммуникации, сейчас многие мостики разрушились. По ее мнению, дело в том, что не все отношения были достаточно устойчивыми: «Иными словами, не сформировалось доверие». Тем не менее если еще год назад мы только говорили про «какие-то компетенции будущего, какие-то мягкие навыки», то сейчас, как ни странно, выяснилось, что мягкие навыки там, где они нарабатывались месяцами, годами, сейчас работают, «эта компетенция становится одной из ключевых, мы видим это в абсолютно практическом формате».
Елена Мякотникова, фото: Евгений Лучинский / Фонд Росконгресс
«Правильно я понимаю, что ты имеешь в виду не просто умение мило улыбаться, выстраивать переговоры?» — уточнил Дмитрий Земцов.
«Да, я про умение на основе эмпатии распахивать свою душу, настраивать, как камертон, выстраивать устойчивые отношения», — ответила Елена Мякотникова. Она добавила, что имеет в виду умение дружить, хотя, по ее словам, это звучит несколько по-детски.
Обычно к понятию soft skills привязывают цифровизацию, чем это объяснить? Этот вопрос модератор адресовал Дине Гайзатуллиной, заместителю генерального директора по взаимодействию с органами государственной власти ГК «Иннотех». Принято считать, что IT-сфера — это прежде всего hard skills, но обстоятельства показали, насколько важно выстроить коммуникацию, что приобрело актуальность в период локдауна и работы на удаленке, рассуждает Дина Гайзатуллина. Да, без «хардскилов» не обойтись, особенно в тот момент, когда идет процесс цифровой трансформации. Но стало очевидно, что «если не выстроить коммуникацию между людьми, прогресс будет замедленным».
Она посчитала уместным употребление слова «дружба» в данном контексте. Мы видим, как мягкие навыки развиваются во время очных встреч, например спортивных мероприятий. Она отмечает, что комфортной средой для развития коммуникативных навыков является образовательная среда, в частности образовательные платформы.
Алексей Тузиков, руководитель молодежных акселераторов Сбера, считает неверными рассуждения в духе «сейчас не до этого, можно было уделять внимание мягким навыкам, когда был лишний жирок». Он уверен, что мягкие навыки — навыки даже не будущего, а настоящего. И в Сбере активно работают для их развития у сотрудников. «Традиционно мы в Сбере классифицируем soft skills по трем критериям. Когнитивные навыки — когда ты действуешь в условиях неопределенности, кода тебе надо из хаоса сделать порядок, может быть, сделать это оригинально, с привлечением какого-то креатива», — говорит Алексей Тузиков. Вторым критерием там считают социальный аспект: «как хорошо ты общаешься в команде, как хорошо ты ее чувствуешь, насколько готов вкладываться». Третий критерий — эмоциональные навыки: насколько сотрудник может бороться со стрессом, насколько хорошо способен понимать сам себя.
Алексей Тузиков, фото: Евгений Лучинский / Фонд Росконгресс
Алексей Тузиков считает, что «именно в такие моменты и нужны мягкие навыки, кода необходимо проявлять разумную инициативу, которая была бы подкреплена каким-то анализом, структурой, осознанностью».
Сейчас мир живет в постиндустриальной экономике, напомнил Артем Шадрин, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций. И больше половины ВВП развитых стран составляет индустрия сервисов, впечатлений. «Поэтому востребованность soft skills повысилась, — продолжает он. — Особенно это заметно в туризме, где ценится гостеприимство, в социальной сфере, здравоохранении. Мы все говорим о том, что современная экономика — экономика сложного разделения труда. А если разделение труда, значит, обязательно должна быть коммуникация. Насколько человек способен устанавливать новые коммуникации, поддерживать их? Это навык, который можно и нужно развивать, чтобы оставаться на рынке конкурентоспособным».
Дмитрий Земцов, подводя итоги обсуждения, предложил всем участникам сформулировать, что такое soft skills. В результате получился такой набор навыков и качеств: умение работать в команде, работать в срок, умение чувствовать другого человека, устойчивость к стрессу, эмпатия, умение учиться, адаптивность, умение работать в условиях неопределенности, взаимодействовать кросс-функционально.
Фото: iStock