Российские специалисты демонстрируют высокую квалификацию по разработке тест-систем и вакцин. Так, тест-система на выявление оспы обезьян создана за два дня. Что еще нужно, чтобы отвечать на микробиологические вызовы? Как сегодня взаимодействовать с ВОЗ? Как сформировать пространство доверия, чтобы было понимание, что борьба идет не с гражданами, а с болезнью? Ответы на эти вопросы искали проректор, директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова и другие эксперты на сессии «Санитарный щит: инвестиции в развитие» в рамках Петербургского экономического форума.
Одна из основных задач санитарного щита — разработка тест-системы на новые инфекции за четыре дня, а вакцины против них — за четыре месяца. Сегодня она уже достигнута, заявила руководитель Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ Анна Попова. По ее словам, моно-тест-систему на оспу обезьян удалось создать за два дня, а на вирус Нипах в Индии — за четыре.
Российские специалисты демонстрируют очень высокие навыки по созданию тест-систем и вакцин, подчеркнула глава Роспотребнадзора. Чтобы предотвратить распространение вирусов, ученые создают новые экспресс-тесты в дополнение к тем, которые уже применяются, и линейка тестов продолжает расширяться.
Анна Попова, фото: Виктория Ламзина / Фонд Росконгресс
«Мы сегодня не только умеем собрать и разобрать тест-систему и вакцины, но и знаем, как мониторировать их эффективность на всей территории нашей большой страны. Мы сломали все межведомственные барьеры, мы создали систему, которая позволяет очень быстро донести результат ПЦР-исследования до пациента и до врача — всего за 60 минут после тестирования», — заявила Анна Попова.
Проект «Санитарный щит», направленный на предупреждение вспышек и завоза инфекций из-за рубежа, необходимо быстрее развивать в России, отметила Анна Попова. Получаемые в ходе специальной военной операции данные говорят о возможных будущих угрозах и востребованности инструментов проекта.
Готовность промышленности
Самое главное — это готовность промышленности к оперативному масштабированию новых тест-систем и вакцин, подчеркнула глава ведомства.
В мае Минпромторг проверил запасы ресурсов, необходимых для борьбы с оспой обезьян, рассказал первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Осьмаков. По его словам, в достаточном количестве имеются запасы средств индивидуальной защиты, антибиотиков, вакцин, тест-систем. Хватает и производственных мощностей. «COVID-19 дал нам очень много уроков, и мы их усвоили, эта история многому нас научила. На сегодняшний день фарма — это одна из самых подготовленных индустрий к тому, что происходит сейчас», — заявил он.
Среди слабых мест замминистра отметил сложную приборную базу, так как санкции в первую очередь бьют по высокотехнологичному и дорогому оборудованию, которое производит одна-две компании в мире. Его сложно импортозаместить, но российские специалисты работают над этим.
«Мы готовы реагировать на различные вызовы. Когда мы завершим создание санитарного щита, Россия будет одной из наиболее обеспеченных стран мира, способных оперативно реагировать на микробиологические угрозы», — убежден он.
Геополитические риски
Сейчас центр «Вектор» Роспотребнадзора готовит исследование, задача которого — выяснить, может ли вакцина от натуральной оспы защитить людей от вируса оспы обезьян, рассказала Анна Попова. Сегодняшние данные это подтверждают, но их сейчас проверяют, и в ближайшее время исследование представят мировой общественности. Она обратилась к представителю ВОЗ в России Мелите Вуйнович и попросила опубликовать данные об особенностях заболевания и путях передачи болезни.
«Нельзя это замалчивать. Я бы хотела услышать вашу позицию и очень попросила бы передать мою озабоченность ВОЗ», — сказала она.
В ответ Мелита Вуйнович согласилась, что задача актуальная, и пообещала передать просьбу.
Мелита Вуйнович, фото: Денис Юнцев / Фонд Росконгресс
«Надо говорить человеческим языком, сказать, что это за заболевание. Паники не нужно, но это не значит, что не надо осторожности, что не надо ничего делать, чтобы это не переросло во что-то другое», — отметила она.
Представитель ВОЗ в РФ рассказала, что страновой офис организации не собирается уходить из России, он продолжает работу в обычном режиме. Отвечая на вопрос модератора, могут ли геополитические риски повлиять на международное сотрудничество и создание глобального санитарного щита, Мелита Вуйнович посоветовала ему не быть утопистом.
«Наша задача — чтобы ВОЗ оставалась объективной и нейтральной площадкой, где все могут дискутировать. Давайте делать то, что заложено в нашей конституции, а это объективность и участие каждого государства-члена. Всемирная организация здравоохранения должна искать новые пути сотрудничества», — призвала она.
Мелита Вуйнович напомнила о позиции, высказанной главой Европейского регионального бюро ВОЗ Ханса Клюге, который призвал не повторять ошибок, допущенных при распространении коронавируса на фоне «вакцинного национализма».
Кроме того, представитель ВОЗ в РФ отметила, что организация нуждается в большем количестве экспертов от России, чтобы влиять на ситуацию изнутри: «Я на этой площадке могу сказать: нам нужно больше экспертов из РФ, но их не назначают. Есть конкурсы, и в каждом я бы хотела видеть хотя бы три или четыре заявления от российских экспертов».
Пандемия коронавируса покажется легкой тренировкой, если не умерить амбиции США по военно-биологическому проекту, заявила заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая. По ее словам, США проявляют нездоровый интерес к особо опасным вирусам и патогенам — оспе, туляремии, сибирской язве, Эболе. Россия же выступает за то, чтобы страны открыто взаимодействовали и чтобы биологическое оружие не существовало ни в каком варианте.
«Ведь мир — единое живое пространство. И когда на этом фоне появляются экзотические заболевания в разных регионах мира, должна существовать настороженность и способность выявления того, что на самом деле является источником», — подчеркнула депутат.
Она убеждена, что все страны должны быть нацелены на максимальное международное сотрудничество, а биотехнологии — носить исключительно гуманитарный характер.
Комплексное решение
Главный эпидемиолог Китайского центра по контролю и профилактике заболеваний Цзунью У отметил высокую роль технологий в борьбе с вирусами. По его словам, в последние годы Китай обратился к политике нулевой толерантности к COVID-19.
«Для нас самое важное в сдерживании пандемии — это стратегия, в которой большое значение имеет руководящая роль центрального правительства, которое координирует действия всех регионов», — сказал он. Также очень важно внимательно мониторить ситуацию, чтобы сдержать пандемию на ранних этапах развития. «Мы в обязательном порядке изолируем всех заболевших COVID-19, чтобы болезнь не передавалась дальше», — подчеркнул Цзунью У.
Еще критически важный момент — повышение информированности населения. В ближайшее время эпидемиологи планируют повысить число вакцинированных и увеличить количество центров для изоляции заболевших. Также очень важно как можно более массово тестировать население — в каждом населенном пункте страны очень много точек, где можно бесплатно и быстро протестироваться.
«Все это позволяет сдержать развитие пандемии COVID-19, и думаю, что концу года мы увидим ее завершение в Китае. Полагаю, что и для будущих эпидемий у нас есть готовые отработанные решения», — резюмировал специалист.
О пользе пропаганды
Проректор, директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова отметила, что пандемийный кризис стал не только новым вызовом, но и своего рода репетицией того кризиса, в котором мы оказались сейчас. Первое, что он показал: Россия может выжить в ситуации локдауна, когда останавливается практически 50% экономики, в том числе системообразующие предприятия. Второй урок: такой ресурс, как дистанционная цифровая занятость, можно широко использовать в разных сферах.
Лилия Овчарова, фото: Михаил Киреев, Фонд Росконгресс
«Я не знаю, был бы мир таким, если бы не было пандемии. Но та ситуация, через которую мы прошли, в значительной степени его подготовила… Если бы мы не прошли уроки пандемии, нам было бы сегодня намного тяжелее», — сказала она.
Проректор напомнила, что именно в пандемию российские власти смогли запустить ряд инструментов поддержки населения, которые до этого долго не могли задействовать.
«Нам нужно подумать о том, что у санитарного щита должен быть свой отряд пропагандистов, которые пропагандируют то, в чем мы, ученые, уверены. Те, кто производит фейки, делают это очень убедительно. Мы оказались не очень успешны в первые годы пандемии в пропаганде. Я думаю, что сейчас мы извлекли из этого урок и мы его усвоим», — подчеркнула Лилия Овчарова.
Директор центра современных коммуникаций ВШГУ РАНХиГС Лариса Катышева также отметила важность сотрудничества санитарных служб и граждан.
«Если его не будет, то все наши действия будут восприниматься по принципу “догнать и причинить добро”. Люди будут считать, что мы боремся не с болезнью, а с ними. Когда человек испытывает высокое эмоциональное напряжение, невозможно убедить его сложными наукообразными аргументами. Самое главное — выстроить пространство доверия», — считает она.
По ее словам, исследования показывают, что в тех странах, где высокий уровень институционального и межличностного доверия, государству приходится тратить меньше ресурсов на борьбу с пандемией. В новой реальности нужно воспитывать новые привычки и новую санитарную культуру, которая будет соответствовать этой реальности, полагает эксперт.
Фото: iStock