Инжиниринг и реинжиниринг, сложные услуги в городах, малые формы торговли, малосерийное производство, а также ремонт и обслуживание — сферы, где уже сегодня рассчитывают на активность небольших предприятий. Участники сессии «Новая экономическая политика для малого и среднего предпринимательства (МСП)» в рамках ПМЭФ-2022 обсудили, нужна ли МСП господдержка, какие ниши для них перспективны сегодня и откуда возьмется платежеспособный спрос на товары и услуги.
Структурная перестройка экономики России уже началась под действием «беспрецедентного внешнего давления и санкций», полагает первый заместитель генерального директора «Интерфакса» Владимир Герасимов. Малый и средний бизнес и вся экономика оказались в новой ситуации. Как отмечал первый вице-премьер Андрей Белоусов на одной из сессий ПМЭФ, если раньше стратегию МСП можно было охарактеризовать выражением «приказано выжить», то сегодня — «приказано заработать».
Сейчас малому бизнесу необходима господдержка, уверен заместитель председателя Совета Федерации Николай Журавлев. В первую очередь необходимы меры кредитной поддержки, к которым относятся инвестиционные кредиты, помощь с субсидированием оборотных средств, льготные ставки при кредитовании. Ко второй категории он отнес снижение налогового давления. И к третьей — снижение регуляторной и надзорной нагрузки.
Николай Журавлев также полагает, что для государства очень важно следить за тем, чтобы меры поддержки по отношению ко всем предприятиям были по меньшей мере сопоставимы. «У нас же какая ситуация? — задается вопросом вице-спикер Совета Федерации. — На федеральном уровне мы приняли меры поддержки и по системообразующим, и по малым предприятиям. Это очень важно. Но богатые регионы потом дают дополнительные субсидии предприятиям в своем регионе. Получается, что опять деньги — к деньгам. В этом случае развиваются те регионы, которые могут себе позволить развиваться и поддерживать свои предприятия».
Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов уверен, что сегодня — время, когда надо говорить не о том, как государство может помочь малому бизнесу, а о том, как малый бизнес может помочь государству. По его словам, планы по развитию малых и средних предприятий, которые перед ним стояли несколько лет назад, выполнены. Результат есть — доли рынка и труда, которые занимает в РФ сегодня малый бизнес, составляют соответственно 20 и 27%. Но в США эти цифры — 57 и 52%, в Китае — 60 и 83%. «Нам есть куда расти. Думаю, через три года без всяких усилий со стороны правительства доля МСП в России вырастет до 30–40% гарантированно, — говорит он. — Это зависит от того, насколько сожмется российский экспортный сектор».
Ярослав Кузьминов, фото: Максим Григорьев / Фонд Росконгресс
Ярослав Кузьминов полагает, что МСП могут в первую очередь демпфировать шок на рынке труда, который может возникнуть ближе к осени. Научный руководитель ВШЭ обозначил несколько направлений, в которых может развиваться малый и средний бизнес в России. Во-первых, это инжиниринг, реинжиниринг и обратный инжиниринг. Это ниша в значительной степени освободилась, после того как иностранный бизнес ушел из этого сектора. «Обратный инжиниринг — это когда ты думаешь, как сделать продукт с помощью тех технологий, которые у тебя есть, — напомнил Ярослав Кузьминов. — Это то, что Туполев сделал с Б-29 по заданию Сталина. После чего развилось более ста отраслей экономики — от одного бомбардировщика».
Во-вторых, по его словам, МСП незаменимы в секторе серого и параллельного импорта. «Товары, которые мы не сможем заместить, надо ввозить, и ввезти их можно, только уворачиваясь от санкционного преследования, — говорит Ярослав Кузьминов. — Это значит, что нам нужно адаптироваться к этому виду бизнеса и нужно помогать ему. И нужно учиться по-другому относиться к наличному обороту и к возможности закупок за наличный расчет. В том числе на государственных предприятиях, которые сейчас не имеют такого рода юридических возможностей».
Третьим направлением, в котором может себя найти МСП, станут сложные услуги в городах. «Средний класс в ближайшее время предъявит спрос в несколько триллионов рублей, которые ушли из зарубежного туризма, из автомобильного рынка и резко дорожающей недвижимости. Поэтому этот платежеспособный спрос будет переключаться на сложные, креативные индивидуализированные услуги в городах», — считает научный руководитель Вышки.
Кроме того, по его мнению, для малого бизнеса открыты такие сферы, как малые формы торговли, малосерийное производство необходимых в промышленности вещей и материалов, а также ремонт и обслуживание. «И, конечно, все эти сектора требуют не только серьезных технологических инноваций, но и качественно новых работников. И здесь мы должны бы подумать об онлайн-университетах для малого бизнеса, ориентированных на изучение как технологий, так и экономики», — подытожил Ярослав Кузьминов.
Для любого бизнеса, как для малого, так и для больших компаний, необходимо общение, коммуникации, которые помогают определять спрос на услуги и возможности потенциальных подрядчиков, уверен Александр Исаевич, председатель правления АО «Корпорация МСП». «Буквально за несколько месяцев мы создали простой инструмент — сервисную платформу, назвав ее “Производственная кооперация и сбыт”, где собрали потребности 20 крупнейших заказчиков, около 2 тысяч (наименований) номенклатуры», — рассказал он. РЖД, Россети, Сбербанк и другие компании начали выстраивать коммуникации с заказчиками и на основании полученной информации настраивать свое производство товаров или услуг. Более 50 промышленных компаний, среди которых такой гигант, как КАМАЗ, компании из металлургической сферы, присоединились к нам и крупные компании из Белоруссии, Армении. Все участники платформы заинтересованы в том, чтобы сделать публичным свой спрос для того, чтобы малый и средний бизнес помог им либо заместить, либо перенастроить производство. «За полтора месяца более 600 компаний начали коммуницировать между собой и вести бизнес», — констатировал глава «Корпорации МСП».
В работе сессии также приняли участие президент некоммерческого партнерства промышленников «Титан» Артем Артемьев, глава Удмуртской Республики Александр Бречалов, генеральный директор компании Ho'ping China Джан Ву-и, вице-президент по B2B-коммерции и операционному управлению VK Элина Исагулова, президент общероссийской организации «Опора России» Александр Калинин и другие.
Фото: iStock