Этика цифровой эпохи и современное медиапространство требуют переосмысления традиционных ценностей и смыслов, а также подходов к регулированию. Необходимы качественное образование, критическое мышление, медиаграмотность — то, чему учит сегодня Вышка, полагает директор по цифровым медиа и продвижению НИУ ВШЭ Анна Подпрятова. О цифровой этике и традиционных ценностях в мировой индустрии развлечений и СМИ, а также о цифровой психологии в контексте новой медиаэтичности говорили эксперты на специальной сессии Петербургского международного экономического форума.
Грань между мирами
«Под новую этику подпадает все, что так или иначе нарушает права, свободу и ментальное здоровье человека», — высказал мнение модератор сессии, генеральный директор «Газпром-Медиа Холдинга» Александр Жаров. По его словам, этот инструмент используется крайне субъективно и является причиной распространения фейков, недостоверной информации, которая манипулирует действиями людей.
«Уместно ли говорить, что принципы новой этики вытеснили объединяющие нас традиционные ценности и смыслы? Влияет ли поведение в цифровом пространстве на поведение в офлайне?» — обратился он к основателю ЦСП «Платформа» Алексею Фирсову.
Ответ, по словам Алексея Фирсова, упирается в одну фундаментальную проблему: в каких отношениях находятся то, что мы называем офлайном, и цифровое пространство? Есть три возможные модели этих отношений. Первая исходит из того, что цифровое пространство — это отблеск реального, ослабленная проекция. Во второй модели обе сферы автономны, они отделены друг от друга и существуют каждая сама по себе, это звучит как «цифровое пространство — уход от реальности». Третья модель подразумевает полное отсутствие подобного разделения: цифровой мир так насыщен смыслами, что мы сами в ряде случаев становимся его проекциями. Таким образом, подчеркивает Алексей Фирсов, отношения между реальным и цифровым мирами очень двоякие. Но вне зависимости от выбранной модели, если нам не хватает позитивных смыслов, это вопрос в первую очередь не к цифровому пространству, а к нам самим, констатирует он.
Директор по цифровым медиа и продвижению НИУ ВШЭ Анна Подпрятова отметила, что сейчас нужно вкладываться в создание качественного контента и образование, в том числе медиаобразование. Необходимо учить лучшим практикам создания контента, взращивать критическое мышление.
Анна Подпрятова, фото: Елена Разина / Фонд Росконгресс
«Качественное образование, критическое мышление, медиаграмотность — это важная история. Очень хорошо, что государство, университеты, в том числе Вышка, этим занимаются. Мы активно адвокатируем идею, что очень важно разбираться в том контенте, который вы видите перед собой, понимать, по каким законам он создан. Как сделать хорошо? Воспитывать в себе эмпатию. Для медийщиков это очень важно: понимать, чем живет аудитория, чем она дышит, что реально интересно», — сказала она.
Отцы и дети?
Другой важный аспект дискуссии о новой этике в каком-то смысле касается вечного вопроса отцов и детей. «Являются ли старая и новая этика поколенческим водоразделом?» — обратился к участникам сессии Александр Жаров.
Заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы» Юлия Аблец заявила, что не видит поколенческого аспекта в вопросе двух этик. С одной стороны, продолжает она, новая этика учит терпимости и уважению, но с другой — может привести к поляризации взглядов и усилению социального расслоения.
Анна Подпрятова обратила внимание на то, что «зумеров» — поколение современной молодежи — принято считать более восприимчивыми к постулатам новой этики. Однако на самом деле концепция этической повестки в медиа опирается на самые разные поколения. Это, по ее словам, в большей мере попытка для всех самоидентифицироваться, выработать ценности, найти точки опоры в условиях неопределенности. Один из элементов новой этики, продолжает Анна Подпрятова, — это «найти своих и успокоиться». Здесь видна связь с появлением общей тревожности и попытками найти опору: если раньше жизнь протекала в более спокойном информационном мире, где не было столько контента и способов коммуникации, то сейчас ситуация радикально иная. Огромное количество контента, который человеку приходится пропускать через себя, не облегчает поиск баланса. Притом что тревожность в той или иной форме существовала всегда, молодое поколение больше настроено на диалог с собой и пытается разобраться в новых веяниях, смыслах, идеях.
По словам генерального директора «ВКонтакте» Марины Красновой, поколенческие особенности проявляются в видах потребляемого контента. Так, «бумеры» (люди, рожденные в 1980-е годы) любят читать лонгриды, «иксеры» (миллениалы) больше участвуют в «ТВ-потреблении» и предпочитают более длинный, продолжительный просмотр контента. Для «зумеров» важно все сделать быстро, везде успеть, поэтому среди них так популярны короткие видео.
Председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова говорит, что если раньше дети гуляли по улице и ходили в библиотеки, то сейчас они делают все это в виртуальном пространстве. Задача альянса, по ее словам, — сделать это пространство максимально безопасным. Для этого они создали цифровую хартию «Об этике детства», куда входят более 19 тысяч компаний в 79 регионах страны, которые создают продукты, направленные на этичное воспитание детей.
Инфлюэнсеры — эффективный инструмент?
Одним из проявлений изменения общественных настроений стало повышение роли инфлюэнсеров в маркетинговых инструментах. По прогнозу цифровой платформы Influencer Marketing Hub, к концу 2022 года объем глобального рынка инфлюэнс-маркетинга составит 16,4 млрд долларов (рост на 19%). Александр Жаров задается вопросом: чем вызвано выделение такой большой суммы денег? Инфлюэнсеры — это хайп или они останутся с нами надолго?
По мнению Марины Красновой, недооценивать значение инфлюэнсеров нельзя: у каждого из этих людей есть авторитет, и потому такие маркетинговые бюджеты оправданны.
Алексей Фирсов придерживается иной точки зрения. По его словам, в деятельности блогеров и инфлюэнсеров можно выделить три этапа: бескорыстие, скрытая коммерциализация и явная коммерциализация. Последняя стадия, по словам спикера, убивает явление, поскольку снижает доверие к инфлюэнсеру. При этом он привел в пример исследование, согласно которому блогерам доверяют не менее 50% интернет-пользователей, но всего лишь треть из них считают, что блогер независим в производстве контента, 60% убеждены, что он действует из соображений коммерческих и государственных структур.
Манипуляции и границы допустимого
Манипуляцией вниманием и доверием пользователей порой злоупотребляют и сами цифровые платформы: сервисы и ресурсы. Директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Рустам Сагдатулин приводит термин «темные паттерны», под которым подразумеваются техники манипуляции поведением пользователя при помощи дизайна и устройства сайта или приложения с целью вызвать нужное коммерческое действие. Это, по словам Сагдатулина, результат конкуренции цифровых сервисов за внимание пользователей. Из-за подобной политики компании рискуют только доверием клиента: законодательно этот вопрос никак не регулируется. Эксперт предлагает в качестве решения выработать единые правила, организовать государственный или общественный контроль, а также ввести штрафы за повторные нарушения.
Заместитель главного редактора Российского агентства правовой и судебной информации (РАПСИ) Ольга Бинда в свою очередь заверила присутствующих, что российские правовые организации активно занимаются проблемами цифровой этики. В частности, Высшая школа экономики развивает Лабораторию права и этики цифровой среды, налаживая диалог между включенными в этот процесс лицами и компаниями.
На тему, в чем должна заключаться роль государства в медиаэтике, Александр Жаров предложил порассуждать зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антона Горелкина. «Задача государства — найти баланс между правами граждан и задачами бизнеса», — подчеркнул депутат. Очень важно для государства сформулировать четкие правила работы, соблюдающие цифровые права населения, одно из которых — право на свободный доступ к информации.
В целом спикеры сошлись на мнении, что регулирование сверху не всегда бывает эффективным: для начала все же надо формировать потребительскую культуру в информационной среде внутри самих пользователей.
Фото: iStock