Сейчас проводится четвертый глобальный цикл программы международных сопоставлений (ПМС) по определению паритета покупательной способности (ППС) валют стран мира. От результатов работы экономистов в том числе зависит, на каком месте среди крупнейших экономик мира окажется Россия, занимающая пока шестую позицию.
Глобальная программа международных сопоставлений на основе паритета покупательной способности валют — крупнейший статистический проект, осуществляющийся в соответствии с решениями Статистической комиссии ООН и охватывающий все регионы мира. Для управления программой страны сгруппированы в шесть ключевых регионов: Азия (кроме Западной), Западная Азия, Африка, Латинская Америка и страны Карибского бассейна, СНГ, а также группа стран ОЭСР — ЕС.
«Это очень содержательная и уникальная работа, потому что она охватывает весь мир. Она осуществляется по единой общей методологии, по единому графику, — рассказал главный эксперт Центра экономических измерений и статистики ВШЭ, заместитель председателя Статкомитета СНГ Андрей Косарев в рамках семинара, посвященного ходу работ над ПМС. — Уникальность этой работы в том, что все стороны не только работают по общей методологии, обмениваются данными, но и проводят общие всемирные расчеты».
Он пояснил, что паритет покупательной способности валют — это соотношение валют, учитывающее соотношение цен в сопоставляемых экономиках. ППС служит для соизмерения показателей разных стран в единой валюте вне зависимости от различий в национальных структурах цен и конъюнктуры валютных рынков.
На фото: Андрей Косарев. Источник: Центр экономических измерений и статистики НИУ ВШЭ
«Схема, по которой устроены расчеты определения паритета покупательной способности валют, довольно простая. По статистическим данным разных стран согласуется список товаров и услуг представителей стран, участвующих в этой программе. По каждому товару или услуге в течение года наблюдаются цены», — говорит Андрей Косарев.
При этом каждый товар (услуга) должен быть в максимально возможной степени сопоставим с аналогом в других странах. Либо товары определяются по сорту (бренду) или по модели (идентичные товары), либо обеспечивается единообразие технико-экономических характеристик товаров. В этом случае это — сравнимые товары. Также анализируется и репрезентативность сопоставляемых товаров.
Затем рассчитывается общенациональная среднегодовая цена каждого товара из анализируемого списка. Например, в 2021 году в список товаров, по которым проводилось исследование ППС в регионе СНГ, вошло почти 3 тысячи позиций (товаров и услуг), из которых потребительские товары и услуги составили около 2,3 тысячи наименований, около 600 наименований пришлось на инвестиционные товары — машины и оборудование и более 100 — на строительные объекты. На основании этих подсчетов делается вывод о том, насколько сравнимы экономики стран мира по покупательной способности.
В качестве примера такого сравнения ППС Андрей Косарев привел данные исследования за 2017 год: «В рамках глобальных сопоставлений были рассчитаны ППС практически для всех стран мира, откуда видно, что еще тогда, например, Китай превзошел США по объему ВВП. Тогда Россия была на шестом месте». Из представленных докладчиком расчетов следует, что доля Китая в мировом ВВП по паритету покупательной способности составила 16,4%, США — 16,3%, России — 6,7%.
Сейчас на основе данных за 2021 год идет четвертый глобальный цикл пересчета паритета покупательной способности. Результатов этого анализа пока нет, они будут представлены Всемирным банком позже и опубликованы на его сайте.
Директор Центра экономических измерений и статистики ВШЭ, модератор семинара Александр Суринов поинтересовался у докладчика, насколько корректно применять паритет по объему ВВП к оценке национального дохода.
«Мы говорим о национальном доходе как о показателе, родственном ВВП, как о некой характеристике экономики в целом. Поэтому в принципе это приемлемо, — ответил Андрей Косарев. — Более того, у нас только два коэффициента пересчета — ППС и курс валют. Пересчитать паритет по курсу технически не составит труда, но это вряд ли будет отражать представления о динамике национального дохода России».
Фото: iStock