Повышенная неопределенность, в которую погрузилась Россия и весь мир, требует новых подходов к построению прогнозов социально-экономической ситуации, учета максимально широкого набора данных, факторов, рисков и сценариев. Высшая школа экономики начинает работу над таким прогнозом. Научный руководитель Вышки Ярослав Кузьминов полагает, что могут получиться весьма «неожиданные оценки».
Высшая школа экономики планирует подготовить сценарии социально-экономического развития России. Есть план и описание работ с использованием разных подходов, рассказал первый проректор НИУ ВШЭ, директор ИСИЭЗ Леонид Гохберг, открывая семинар «Макроэкономическое прогнозирование и ситуационный анализ: применение для сценарного прогноза развития России», организованный ИСИЭЗ.
Макроэкономическое прогнозирование — это не только аналог прогноза погоды, когда предсказываются конкретные значения основных индикаторов, но и сообщение о возможном начале или скором завершении экономического кризиса. Прогнозируемые темпы роста или снижения ВВП, индекса потребительских цен и других важных показателей содержат не только расчетную (модельную), но и некую экспертную составляющую, говорит заместитель директора института «Центр развития» ВШЭ Сергей Смирнов. Он представил доклад «Макроэкономическое прогнозирование в условиях смены трендов: модельные и экспертные методы, подходы к описанию сценариев». В нынешней ситуации «Центр развития» намерен использовать опыт разработки прогнозов, накопленный после шоков мирового финансового кризиса и пандемии COVID-19.
При подготовке прогнозов применяются модельные расчеты, экспертные корректировки, опросы экспертов, на основе которых рассчитываются консенсус-прогнозы, и сценарное прогнозирование. Прогнозы делятся на краткосрочные (от квартала до года), среднесрочные (2–3 года) и долгосрочные (свыше 3 лет).
В ситуации, когда прилетел «черный лебедь», нарушил все тренды и лишил смысла прежние прогнозы, нужно опираться на большие данные, нелинейные модели, моделирование особых режимов, а также использовать высокочастотные (дневные и недельные) данные, полагает экономист. Первым примером такого использования он назвал индекс, публикуемый Федеральным резервным банком Нью-Йорка, основанный на недельных данных о розничных продажах в одних и тех же торговых точках, заявках на получение пособий по безработице, выплавке стали, выработке и потреблении электроэнергии. Бундесбанк также публикует индикатор, рассчитываемый на основе сведений о потреблении электроэнергии, выпуске автомашин, концентрации диоксида азота в городах, отражающей количество машин в городе, и концентрации пешеходов на торговых улицах. Широко используются данные сервисов Flightradar (число входящих и исходящих рейсов) и Google Trends (большое число запросов, касающихся занятости и безработицы, говорит об ухудшении экономической ситуации).
В России анализом высокочастотных данных занимаются преимущественно банки. Например, Сбер ежедневно публикует индекс потребительской уверенности, основанный на данных о покупках по своим картам, «ВТБ Капитал» ведет проект по расчету потребительских цен, используя технологию веб-скрапинга. Значительных успехов в использовании больших данных достиг Банк России: вторая версия его новостного индекса деловой активности вполне адекватно отражает реальную ситуацию, считает Сергей Смирнов.
«Центр развития» предложил собственный ежедневный индекс экономического стресса. По мнению Сергея Смирнова, он достаточно точно отразил ситуацию во время прежних кризисов и нынешнее положение дел. «Сейчас нет признаков того, что кризис остался позади», — считает он. Кроме того, «Центр развития» в экспериментальном порядке рассчитал «индекс борща», основанный на ежедневных ценах на необходимые для его приготовления продукты в ведущих онлайн-магазинах. Сергей Смирнов отметил: начиная с конца мая 2022-го этот индекс заметно снизился. С 2000 года «Центр развития» ежеквартально проводит опрос профессиональных макропрогнозистов и публикует консенсус-прогнозы основных макропоказателей, которые в долгосрочной перспективе оказываются точнее прогнозов абсолютного большинства экспертов. На основе оригинальной методики «Центр развития» рассчитывает сводный опережающий индикатор, отражающий вероятность начала рецессии и ее завершения.
Также планируется использовать квартальную краткосрочную макромодель и таблицы «затраты — выпуск».
Сергей Смирнов пояснил, что прогнозирование в условиях смены трендов затруднено из-за неопределенности в отношении продолжительности нынешних шоков, вероятности возникновения новых и сложности предсказания структурной перестройки экономики. Сейчас из-за возросшей неопределенности плохо работают VAR-модели, вырос разброс в оценках экспертов. Проблему для подготовки качественных прогнозов создает снижение доступности статистической информации. Выходом, по его мнению, может стать использование больших и высокочастотных данных, однако накопление длинных временных рядов потребует времени. Перспективным представляется интеграция консенсус-прогнозов в разнообразные модели, а также прогнозирование на основе производственной функции.
Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов предложил закладывать новые гипотезы в производственную функцию, определять их реалистичность и модифицировать саму функцию. Производственная функция, построенная на инерционной модели, сейчас крайне неэффективна. Следует изучить, как менялась функция, когда резко колебалась эластичность капиталов, происходили изменения в качестве институтов.
В нынешней ситуации падение импорта и экспорта вызовет потери значительной части капитала при его параллельном росте в малом и среднем бизнесе. «Нас отрезают от товаров и услуг глобального рынка, это ломает систему предположений, и надо говорить о качественной корректировке прогнозов», — сказал Ярослав Кузьминов. Когда экономисты изучают процессы, важно увидеть качественные изменения и объяснить их правильно выстроенными моделями.
На фото: Ярослав Кузьминов. Источник: Высшая школа экономики
Он предложил провести опрос, где эксперты сравнят вероятные результаты инвестиционной политики при мобилизационной экономике, мобилизационном проекте в критически важных отраслях и либерализации остальной экономики и при полной либерализации экономики. При этом нужны четкие описания каждой модели. Среднесрочный прогноз следует ограничить 2024 годом, когда пройдут президентские выборы в России, США и в Европарламент, полагает он.
Сам Ярослав Кузьминов считает предпочтительным сценарий либерализации большинства отраслей экономики с применением мобилизационных инструментов в отдельных сферах (например, в авиации) и с масштабными вложениями в инфраструктуру. Например, строительство дорог создаст постоянный спрос на продукцию многих отраслей.
По его мнению, в прогнозах следует учитывать широкий набор факторов. В частности, в России меняются номенклатура и структура потребления товаров и услуг населением. По некоторым оценкам, снижение объемов покупок новых автомобилей и строительства из-за повышения цен на жилье, а также зарубежного туризма освободит 4–5 трлн рублей, которые частично уйдут в сферу услуг, например на ремонт и на медицину. Замещение продуктовой линейки будет происходить за счет отечественных производителей, преимущественно малого и среднего бизнеса, что позволит снизить цены. Вероятны стоимостное сжатие экономики при сохранении ее физического объема и дефляция, полагает Ярослав Кузьминов.
«Давайте подумаем над этим. У нас есть возможность строить прогнозы социального блока, демографии, миграции, и мы можем это сделать квалифицированно, можем моделировать длительные социальные реакции. Мы можем учитывать инновации и цифровизацию, рассчитывать реакцию корпораций через РСПП. Если мы сделаем серьезные прогнозы с включением предпосылок, которые упоминали, то получим неожиданные оценки», — подытожил Ярослав Кузьминов.
В семинаре также приняли участие декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Анастасия Лихачева, директор Центра средиземноморских исследований ФМЭиМП Екатерина Энтина, директор Международного центра анализа и выбора решений ВШЭ Фуад Алескеров, директор института «Центр развития» Наталья Акиндинова и эксперт института Дарья Авдеева.
Фото: iStock