Рынок услуг онлайн-образования продолжает расти, соответственно, прибавляются задачи, которые предстоит решать в процессе его развития, говорят эксперты. В ходе мастер-класса «Как онлайн-школе легитимно расти в доходах?» управляющий партнер компании «Анна Козловская и партнеры», эксперт в области юридического сопровождения интернет-проектов и онлайн-бизнеса Анна Козловская рассказала о том, каким видит решение этих задач профессиональное сообщество. Мероприятие организовано факультетом права Вышки.
«Постоянно появляются новые образовательные проекты и масштабируются существующие. Но также растут и проблемы онлайн-школ», — констатирует Анна Козловская. Одна из таких проблем, по ее мнению, связана с квалифицированными кадрами для онлайн-школ. Поэтому было бы уместно в образовательные программы российских высших учебных заведений ввести новые специальности. Например, такую, как продюсер онлайн-школы, полагает она.
Анна Козловская, фото: В Контакте
Так, в Высшей школе экономики готовится к запуску курс дополнительного профессионального образования, в рамках которого можно будет получить знания, связанные с юридическими аспектами специальности «продюсер онлайн-школ», рассказала Анна Козловская. «Курс будет полезен предпринимателям, юристам, действующим продюсерам — всем, кто хотел бы разобраться в юридических аспектах деятельности онлайн-школ», — полагает эксперт. Он будет запущен предположительно осенью 2022 года.
«Продюсер — это тот, кто полностью отвечает за управление и развитие онлайн-школ, — поясняет Анна Козловская. — Отвечает за создание и реализацию информационных продуктов — от идеи до подбора преподавателей и руководства командой». Продюсер также может решать проблемы, связанные, например, с юридическими аспектами или с созданием необходимой для нормального функционирования школы психологической атмосферы. Именно от их навыков будет зависеть работа экспертов, методистов учебного процесса, отношения с клиентами.
«Также обязательно продюсер должен выстраивать отношения с блогерами, которые участвуют в привлечении в школу клиентов, — уверена Анна Козловская. — Но поскольку блогеры часто считают себя звездами, с ними особенно важно со стороны онлайн-школы формализовать отношения и юридически прописать те целевые показатели, за которые они впоследствии будут получать гонорары». В качестве иллюстрации она привела пример, когда между онлайн-школой и блогером была устная договоренность о сотрудничестве. Его пригласили поприсутствовать на достаточно дорогом трехдневном курсе, что обошлось школе (включая плату за проживание) примерно в 70 тысяч рублей. Но, посетив мероприятие, блогер заявил, что оно ему неинтересно и писать сториз об этом он не будет. «И что ты с таким блогером будешь делать, если была только устная договоренность? Ничего!» — констатирует эксперт.
Один из важнейших вопросов для онлайн-школ — защита авторского контента, созданного преподавателями, в частности речь идет о методиках. «Здесь также важен грамотно составленный договор с экспертами и методологами. Интеллектуальную собственность важно ставить на баланс организации. Непременным аспектом является и регистрация товарного знака школы», — считает эксперт.
Еще один непростой вопрос связан с налогообложением. «Самый распространенный опыт — это когда сотрудники переводятся в разряд ИП и сами платят за себя налоги, — поясняет Анна Козловская. — Но когда школа вырастает, появляются более сложные задачи, с которыми рядовые бухгалтеры не знают, как справиться». Подобные вопросы также должны разбираться на курсе по подготовке специалистов для онлайн-школ. «Планируется пригласить налогового эксперта, который расскажет, как грамотно общаться с налоговой инспекцией», — обещает Анна Козловская.
Лицензирование онлайн-школы — отдельный блок задач. Одно дело — получить лицензию, и совсем другое — сопровождение этого образовательного учреждения, говорит эксперт. «Сопровождение включает в себя создание локального пакета нормативных актов, оформление преподавателей в штат, выдачу дипломов», — объясняет она. Онлайн-школа как вуз должна соблюдать законодательство об образовательной деятельности. «Но таких специалистов почти нет. Это уникальные знания, этому нигде не учат, эти специалисты — практики, которые сами все изучают. На курс мы планируем приглашать экспертов, которые все это делают на практике», — отмечает Анна Козловская.
Осуществляя образовательную деятельность, онлайн-школы могут невольно нарушить федеральный закон о персональных данных, так как он распространяется на всех, кто их собирает, и финансовая ответственность за это нарушение может выражаться в сумме до одного миллиона рублей. «Это дорого и больно», и этот закон нередко применяется на практике, говорит эксперт.
И конечно, весьма актуальным для работы онлайн-школ остается риск нарушения закона о рекламе. По словам Анны Козловской, копирайтеры и маркетологи, когда пишут рекламные посты, редко о нем помнят. Однако такой креатив может стоить школе от 100 до 500 тысяч рублей, поэтому в рамках курса планируется рассматривать практические кейсы. Это поможет понять, что можно писать, а что нельзя, объясняет эксперт.
Фото: iStock