Инфляция в мире превышает все ранее сделанные прогнозы, а в западных странах находится на самом высоком уровне за несколько последних десятилетий. Причины взрывного роста цен были заложены в основном в период пандемии, когда правительства и нацбанки запустили печатный станок. В 2022 году ситуацию взорвал шквал антироссийских санкций. Хороших решений сегодня экономисты не видят и уповают на ужесточение денежно-кредитной политики, рост процентных ставок. Затормозить рост цен может также глобальная рецессия.
21 июля совет управляющих Европейского центрального банка объявил о повышении базовой процентной ставки до 0,5% годовых с нулевого уровня. Это первое повышение ставки с 2011 года.
По данным Евростата, которые были опубликованы 1 июля текущего года, годовая инфляция в еврозоне (19 стран ЕС) достигла максимальных значений за всю историю, выйдя на уровень 8,6%. В своем отчете европейские статистики уточняют, что сильнее всего за июнь выросли цены на энергию — на 41,9% (по сравнению с 39,1% в мае), на продукты, алкоголь и табачные изделия — на 8,9% (7,5% в мае).
Лидеры инфляционной гонки в Европе:
√ Эстония — 22%
√ Литва — 20,5%
√ Латвия — 19%
√ Словакия — 12,5%
√ Греция — 12%
Крупнейшая экономика Европы — Германия — также бьет исторические антирекорды, показав в июне 8,2%. В Великобритании, по данным Office for National Statistics, в июне инфляция составила 9,4% — это максимум с февраля 1982 года (10,2%).
Как предупредил Банк международных расчетов (BIS), ведущие экономики мира близки к ситуации, когда высокий рост цен сложно будет взять под контроль.
Но есть страны, где цифры инфляции иначе как ошеломляющими не назовешь. По сообщению национального статистического ведомства Турции, если в мае инфляция оценивалась в 74%, то в июне этот показатель увеличился до 78,62%.
Марсель Салихов, фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики
Директор Центра экономической экспертизы, преподаватель департамента мировой экономики ВШЭ Марсель Салихов говорит, что для таких стран характерны специфические факторы. «К примеру, Турция проводила нетрадиционную денежно-кредитную политику, понижая ставки во время роста инфляции, что привело к ожидаемым последствиям в виде еще большего ускорения инфляции», — объясняет эксперт.
К турецким показателям близка Аргентина с 64%. Как сообщало ТАСС, опрошенные центробанком республики эксперты прогнозируют, что инфляция в текущем году достигнет 76%.
Рост инфляции сегодня — мировой тренд. Худшие за многие годы значения демонстрирует экономика США. По данным Федерального бюро статистики труда США (BLS), обнародованным 13 июля, динамика роста потребительских цен резко усилилась. По итогам июня они выросли в годовом выражении на 9,1%, что является самым негативным значением с декабря 1981 года. В сообщении BLS говорится, что индекс энергетических цен в США увеличился на 41,6% за последний год, индекс цен на бензин — на 59,6%, что считается крупнейшим ростом за год, начиная с периода, завершившегося в марте 1980 года.
Мировая экономика останется под серьезным давлением негативных факторов и рисков, которые сохранятся в ближайшие несколько лет, считают авторы мониторинга «Барометр мировой экономики», подготовленного департаментом мировой экономики и Центром комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) ВШЭ. Авторы мониторинга к наибольшим рискам относят мировой энергетический кризис, логистический кризис, ужесточение денежно-кредитной политики центральными банками, риски долгового кризиса в развивающихся странах и части развитых стран (как последствие накопления высоких долгов в пандемию и предыдущие кризисы и текущего повышения процентных ставок), а также обострение мировых геополитических рисков.
Эксперты ЦКЕМИ считают, что многие из сегодняшних трендов, такие как высокие цены на энергоносители, ускорение инфляции, логистические сбои, риски долгового кризиса, были заложены еще в 2021 году. Антироссийские санкции, последовавшие за специальной военной операцией России на Украине, стимулировали развитие этих рисков. В докладе говорится, что совокупность названных факторов будет замедлять экономическую динамику, особенно в развитых странах. И в июне исследователи увидели целый набор предвестников наступающей рецессии: рынки металлов показали сильнейший спад, начиная с глобального финансового кризиса 2008 года; динамика промышленности в США и еврозоне находится на двухлетних минимумах; мировые центробанки продолжили ужесточение монетарной политики, что в итоге стало причиной повышения стоимости заимствований и долговых рисков, в особенности в ряде развивающихся стран; доллар США продолжил укрепляться по отношению к корзине валют.
Постепенное снятие локдауна в Китае на какое-то время будет способствовать ускорению мировой экономической активности и торговли, однако оценка перспектив глобальной экономики остается негативной, резюмируют исследователи ВШЭ.
Александр Зайцев, фото: Высшая школа экономики
«Мировые центральные банки, чтобы спасти мировую экономику от кризиса, запустили программу количественного смягчения. Были установлены очень низкие процентные ставки, экономика накачивалась деньгами за счет покупки ценных бумаг на фондовых рынках, — поясняет руководитель мониторинга мировой экономики GlobBaroHSE, доцент департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Александр Зайцев. — Людям оказывалась прямая денежная поддержка для стимулирования потребительского спроса».
В 2021 году, после снятия карантинных ограничений, экономика начала быстро восстанавливаться. Спрос на различные товары долгосрочного пользования начал быстро расти. Но из-за периодического ввода различных локдаунов и ограничений начались сбои в логистических поставках. За счет логистического кризиса и начала ускоряться инфляция по миру еще в середине 2021 года, полагает экономист. Ситуацию, по его словам, усугубил энергетический кризис в Китае и ЕС, который начался осенью прошлого года. Именно энергетический кризис, считает Александр Зайцев, и подхлестнул инфляцию в еврозоне. По его оценке, половину инфляции в Евросоюзе можно объяснить высокими ценами на энергоносители, две трети приходится на энергоносители плюс продовольствие.
«Центральные банки ведущих стран в прошлом году ошиблись с оценкой ситуации и не стали ужесточать политику, так как считали, что повышение инфляции носит временный характер. Сейчас уже очевидно, что это не так», — соглашается Марсель Салихов.
Как будет развиваться ситуация в дальнейшем и какие возможности есть у финансовых властей, чтобы ослабить динамику роста цен? По мнению Марселя Салихова, решением проблемы инфляции станет спад в мировой экономике и рост безработицы: «Он приведет к тому, что доходы населения снизятся, сократится и совокупный спрос. Это уменьшит инфляционное давление».
В ЕС уже думают об этом сценарии. Европейскому центральному банку, возможно, придется пойти на «небольшую рецессию», чтобы сбить инфляцию, заявил глава Австрийского национального банка Роберт Хольцманн, сообщает агентство ПРАЙМ со ссылкой на интервью банкира телеканалу ORF. Рецессия нужна, чтобы инфляция «не обосновалась в сознании людей», хотя он надеется, что в рецессии «не будет необходимости».
Но в любом случае для борьбы с инфляцией потребуется и ужесточение денежно-кредитной политики, считают эксперты. «В каком-то смысле это цена, которую необходимо будет заплатить за то, чтобы стабилизировать инфляцию», — полагает Марсель Салихов.
«Возможности борьбы с немонетарной инфляцией у Евросоюза очень ограничены из-за немонетарных причин роста инфляции, — считает Александр Зайцев. — Побороть эту инфляцию власти Евросоюза смогут повышением процентных ставок. При этом спрос на энергоносители упадет. Однако это чревато резким снижением экономического роста и реальных доходов населения. Поэтому при применении такого инструмента финансовые власти этих стран должны будут искать некий баланс».
Фото: iStock