Китай, обладающий выдающимся опытом в создании эффективного регулирования цифровых платформ, может стать примером для всего мира в этой сфере. При этом руководство китайского антимонопольного ведомства готово сотрудничать с российскими коллегами, в том числе в рамках БРИКС. О том, как строится это взаимодействие в рамках Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ, а также о разработанной в этом центре концепции «экоантитраст», основанной на элементах китайской философии, — в материале HSE Daily.
Руководитель Главного государственного управления по регулированию рынков (SAMR) КНР Ло Вэнь, назначенный на этот пост в июле текущего года, направил письмо-обращение директору Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ (Антимонопольного центра БРИКС) Алексею Иванову. В письме он выразил надежду, что центр как платформа международного сотрудничества и взаимодействия будет играть еще более важную роль, оказывать странам БРИКС интеллектуальную поддержку, вносить полезный вклад в изучение конкурентного права и политики в глобальном масштабе, оказывать позитивное влияние на разработку глобальных правил конкуренции. Глава ведомства отмечает, что китайская сторона надеется узнать больше об исследовательском опыте и важных достижениях Международного центра конкурентного права и политики БРИКС в составе НИУ ВШЭ.
«Дружба между двумя государствами не имеет границ, в сотрудничестве нет запретных зон», — говорится в совместном заявлении Российской Федерации и Китайской Народной Республики по итогам личной встречи Владимира Путина и Си Цзиньпина в Пекине 4 февраля 2022 года. На переговорах, приуроченных к церемонии открытия XXIV зимних Олимпийских игр, главы государств подписали целый пакет документов и соглашений, среди них — межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере антимонопольного правоприменения и конкурентной политики. Стремление развивать справедливую конкуренцию объединяет Россию и Китай уже долгое время и с каждым годом занимает все более важное место в политике обеих стран. Антимонопольный центр БРИКС как опорная экспертная организация ведомств по защите конкуренции стран объединения активно участвует в происходящих процессах по трансформации антимонопольного регулирования, объясняют специалисты центра.
В апреле 2021 года директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС Алексей Иванов дал интервью информационному агентству «Синьхуа», где заявил, что Китай может стать примером в сфере антимонопольного регулирования цифровых платформ. Алексей Иванов тогда отметил, что за счет применения новых подходов Китай может показать всему миру новую модель организации цифровой экономики наподобие уже реализуемой особой модели ускоренной индустриализации. Антимонопольная деятельность властей КНР станет источником формирования новой антимонопольной политики как в стране, так и в международном контексте, полагает Алексей Иванов. Стоит отметить, что интервью было размещено на официальном сайте китайского регулятора. Алексей Иванов не раз комментировал для «Синьхуа» подходы антимонопольного ведомства к регулированию цифровых платформ, а также инициативы по отказу от патентной охраны вакцин, обращают внимание в Международном центре конкурентного права и политики БРИКС.
Уже несколько лет центр выпускает еженедельные дайджесты антимонопольных китайских новостей на русском и английском языках и занимается осмыслением и анализом происходящих в Китае регуляторных изменений. Также значительные усилия эксперты центра направляют на поддержание активных контактов с китайской стороной и их развитие.
Так, в 2019 году совместно с командой Шанхайского университета транспорта, включая ведущего антимонопольного эксперта Китая Ван Сяньлиня, и Пекинского университета центр подготовил и опубликовал Доклад по новым подходам к защите конкуренции в условиях цифровой экономики. Доклад затрагивает один из самых важных вопросов современности — государственное управление цифровой экономикой, — уделяя особое внимание новым формам конкурентного взаимодействия в эпоху цифрового капитализма.
В 2019 году китайская делегация под руководством заместителя руководителя SAMR, которая ныне также является комиссаром Национального антимонопольного бюро, госпожи Гань Линь посетила Москву для участия в VI Конференции по конкуренции под эгидой БРИКС. На мероприятии ФАС России и SAMR подписали Меморандум о взаимопонимании на период 2020–2021 годов в рамках реализации Межправительственного соглашения о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и антимонопольной политики от 25 апреля 1996 года, а также обсудили и положительно оценили деятельность Антимонопольного центра БРИКС.
Фото: iStock
На виртуальной встрече глав конкурентных ведомств БРИКС 27 мая 2021 года госпожа Гань Линь также отметила, что SAMR поддерживает тесное сотрудничество и взаимодействие с Антимонопольным центром БРИКС. Работа с центром, по словам Гань Линь, способствовала проведению исследований по актуальным вопросам и расширило область сотрудничества между антимонопольными ведомствами: «Я считаю, что Антимонопольный центр БРИКС обладает огромным потенциалом для содействия углублению сотрудничества между нашими ведомствами, определения общей повестки для антимонопольных органов БРИКС, а также организации постоянных консультаций по всем актуальным вопросам. Еще раз выражаем нашу поддержку деятельности центра и надеемся на установление более тесных партнерских отношений».
В ноябре 2021 года представители центра — директор Алексей Иванов и эксперт Анна Позднякова — были приглашены к онлайн-участию в трех из пяти сессий VII Конференции по конкуренции под эгидой БРИКС (Китай, Чэнду), из-за противоэпидемических ограничений состоявшейся в гибридном формате. Сессию «Развитие конкурентной политики в цифровую эпоху» модерировал член экспертно-консультационной группы Антимонопольного комитета Государственного совета КНР Хуан Юн. В числе спикеров присутствовали представители конкурентных ведомств стран БРИКС, а также бизнеса, включая PR-директора Alibaba Вэнь Цзя и вице-президента Tencent Сы Сяо. На сессии Алексей Иванов представил инновационную концепцию антимонопольного регулирования с учетом роли экосистем в мировой экономике: центр предлагает учитывать сходство цифровых и природных экосистем. Новую концепцию назвали «экоантитраст». Комплексный подход, основанный на использовании аналогий между природными и цифровыми экосистемами, во многом вдохновлен базовыми принципами китайской медицины и философией пяти элементов «у-син».
Знание концепций китайской традиционной философской мысли «инь — ян — у-син» и «единства человека и природы» входит в разработанные Министерством науки и технологий и Министерством пропаганды КНР критерии уровня научных знаний гражданина КНР в части анализа и решения вопросов системными методами, рассказывают российские эксперты. В традиционной китайской культуре с древних времен заложено понимание, что для мира характерна всеобщая взаимосвязанность, объекты находятся в движении, трансформации, развитии и состоянии единства противоположностей, а потому необходимо уметь познавать и решать вопросы с точки зрения всеобщей взаимосвязи и развития. «Экоантитраст» также опирается на методы, используемые в традиционной китайской медицине, где наибольшее внимание уделяется именно профилактике возникновения заболеваний. «Очень важно нарабатывать практику и учиться применять такую методологию регулирования, которая позволит антимонопольному органу реагировать тогда, когда в цифровых экосистемах разбалансировка только началась, а не реагировать на уже возникшие проблемы, которые часто бывает очень непросто устранить», — комментирует директор центра.
Разработку концепции «экоантитраста» Антимонопольный центр БРИКС ведет совместно с Международным институтом прикладного системного анализа (IIASA). Экспертную поддержку оказывает давний друг центра профессор Цуй Чжиюань, который с 2004 года преподает в Школе государственного управления Университета Цинхуа (Пекин). Кроме того, в команде центра работает доцент Школы по связям с общественностью и администрации (SPAA) Китайского университета электронных наук и технологий (UESTC) Цзя Кай: эксперт занимается углубленным изучением искусственного интеллекта, алгоритмов и управления данными и регулярно участвует в опросах команды Alibaba на предмет действующих и планируемых политик в данных областях. Цзя Кай задействован в проекте практического приложения модели финансовых потоков, разработанной в рамках «экоантитраста», к рынкам заказа онлайн-такси и помогает центру анализировать передовой опыт внедрения алгоритмов на ведущих китайских платформах такси DiDi и AMAP.
Исследовательское направление центра по развитию конкурентоспособности агропромышленного комплекса также привлекло внимание китайской стороны: этим летом в центр обратились представители Китайской академии общественных наук с предложением о совместном научном проекте об аграрном сотрудничестве России с Китаем. Сейчас проект находится на стадии согласования.
Как развивалось антимонопольное регулирование в Китае
В Китае растущая роль антитраста ясно прослеживается по эволюции регуляторного аппарата. Изначально функции антимонопольного правоприменения не обособлялись и были распределены между тремя отдельными ведомствами — Министерством коммерции (MOFCOM), Государственным комитетом по развитию и реформам (NDRC) и Главным государственным управлением по делам промышленности и торговли (SAIC). В 2018 году они перешли к единому органу — Антимонопольному бюро в структуре Главного государственного управления по регулированию рынков (SAMR). В 2021 же году этот отдел SAMR был повышен в статусе до ведомства вице-министерского уровня — Национального антимонопольного бюро.
За последние годы Китай добился беспрецедентных успехов в области антимонопольного регулирования: наряду с США и Евросоюзом он входит в тройку крупнейших антимонопольных юрисдикций мира. 1 августа 2022 года вступила в силу новая редакция Антимонопольного закона КНР. В поправках власти учли стремительное развитие цифровой экономики, усилили наказания за антиконкурентные практики, ввели новые требования в отношении рассмотрения сделок экономической концентрации и ужесточили запрет на злоупотребление административными полномочиями. Параллельно активно развивается и сопутствующее законодательство, особенно в цифровом секторе: появились Антимонопольные методические рекомендации для платформенной экономики, Стандарты антимонопольного комплаенса для интернет-платформ, Мнения по усилению управления алгоритмами в Сети, Мнения по содействию здоровому и устойчивому развитию платформенной экономики и т.д. В конце 2020 года на заседании Политбюро ЦК КПК председатель КНР Си Цзиньпин заявил о необходимости усиливать борьбу с монополистическими практиками и не допускать бесконтрольного расширения капитала — данная установка ознаменовала начало масштабной антимонопольной кампании против китайских цифровых гигантов. Китай начал ретроспективно пересматривать сделки слияния и поглощения в цифровой экономике и назначать штрафы за неподанные ходатайства. Важно отметить, говорят в Антимонопольном центре БРИКС, что в регулировании цифровых платформ Китай применяет комплексный подход и вводит новые измерения: он подчеркивает важность социальной роли платформ в обществе и их социальной ответственности, которую необходимо ставить превыше прибыли. Платформы должны заботиться об уязвимых слоях населения — несовершеннолетних, пожилых, защищать права трудящихся в новых бизнес-форматах, таких как курьеры на платформах, водители такси, участвовать в проектах по всеобщему процветанию и искоренению бедности, жертвовать средства на благотворительность, снижать углеродные выбросы.