ТАСС уполномочен заявить: эксперты увидели ренессанс традиционных информагентств

Рекламный плакат RT в лондонском метро, 2017 г., фото: Trendjackers / medium.com
Рекламный плакат RT в лондонском метро, 2017 г., фото: Trendjackers / medium.com

Во втором квартале 2022 года цитируемость российских информагентств, телеканалов и газет зарубежными СМИ увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 9 раз. Взрывной рост вызван прежде всего спецоперацией России на территории Украины и стремлением иностранных СМИ отразить позицию Москвы. Повышенным спросом пользовались сообщения официальных СМИ и информагентств.

Школа коммуникаций НИУ ВШЭ совместно с Центром социального проектирования (ЦСП) «Платформа» при поддержке Лаборатории репутационных исследований Российской ассоциации по связям с общественностью провели круглый стол «Как изменился спрос на информацию из России в странах G20 весной 2022 года», посвященный обсуждению представленного аналитическим агентством PROGNOSIS доклада «Российские СМИ в зарубежных медиа».

Модератор круглого стола Никита Савин, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, отметил, что в последние месяцы часто появляются малообоснованные обобщения о ситуации в зарубежной медиасреде. Представленное исследование позволяет детально изучить ее.

Управляющий партнер PROGNOSIS Олег Муковозов подчеркнул, что исследование задает больше вопросов, чем дает ответов. Он пояснил, что оно готовилось на основе рейтингов отечественных СМИ информационно-аналитической системы «Медиалогия» и баз данных Factiva и LexisNexis, отражающих их цитируемость в иностранных медиа.

Первоначально был отобран лонг-лист наиболее цитируемых российских изданий, упоминаемость которых проверили через базу зарубежных СМИ, таким образом было выделено 25 самых популярных российских медиа, среди которых оказались государственные и частные СМИ.

В марте — июне 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошел взрывной рост цитируемости российских СМИ в зарубежных медиа: число упоминаний выросло в 9 раз — с 14 092 до 127 012, что оказалось неожиданным для авторов исследования.

Лидерами в абсолютном зачете стали три информационных агентства — ТАСС, «Интерфакс» и «РИА Новости», чья цитируемость выросла в 10,6; 9,5 и 11,3 раза соответственно.

Другой тенденцией Олег Муковозов назвал кардинальную смену повестки: если весной 2021-го наибольшее число цитат касалось участия России в международных отношениях, ее внутренней политики и борьбы с пандемией, то в 2022 году со значительным опережением лидировали военные действия и международные отношения, далее примерно на одном уровне шли внутренняя политика и вооруженные силы.

Олег Муковозов полагает, что рост цитируемости был вызван большим количеством новостей из России и Украины, обилием объяснений и мнений и возникшей в связи с этим необходимостью верифицировать информацию и ссылаться на первоисточники.

Рост интереса к российской или российско-украинской повестке был неравномерным. Например, если во французских и британских медиа цитируемость российских СМИ выросла в 5,6–6 раз, то в Италии — в 9,4, в США — в 12, а в Австралии — в 13,4 раза. В Китае российские СМИ весной 2022 года упоминались примерно в 6 раз чаще, чем годом раньше, тогда как в Индии — в 11,2 раза, а рекорд установили индонезийские медиа, цитировавшие российские СМИ в 180 раз чаще, чем весной 2021-го. Медиа Бразилии упоминали российские СМИ в 6,3 раза чаще, а Аргентины — в 16 раз.

Страны также отличались в отношении к разным СМИ: США и Индия проявили наибольший интерес к государственным медиа, тогда как Канада, Китай и Германия — к частным. Упоминаемость СМИ, признанных иноагентами, была ограниченной.

Ожидаемо, что зарубежные медиа, ориентированные на освещение деловой повестки, больше цитировали «Интерфакс», а общественно-политические — ТАСС и «РИА Новости», отметил Олег Муковозов.

Доцент департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна (ФКМД) ВШЭ Александр Куприянов обратил внимание на феномен частого обращения зарубежных изданий не к СМИ, признанным иностранными агентами, а к государственным и связанным с государством информационным агентствам. По его мнению, события последних месяцев, в том числе спецоперация, вызвали ренессанс традиционных информагентств, возвращение к прежнему формату новостей.

Фото: FeelSunny / Wikimedia Commons

Основатель ЦСП «Платформа» Алексей Фирсов отметил, что рост цитируемости российских СМИ в зарубежных медиа опровергает тезис об «отмене России» и усилении тенденции cancel culture. Он предположил возникновение моды на российское в интеллектуальной среде. По его мнению, рост упоминаний российских информагентств во многом объясняется соблюдением традиционных стандартов журналистики, которые предполагают цитирование или передачу мнения обеих сторон конфликта. В нынешних условиях официальную российскую точку зрения лучше передают информагентства и другие государственные СМИ, обращение к альтернативной позиции, представленной медиа, признанными иноагентами, менее важно.

Алексей Фирсов отметил, что журналистика возвращается к большей фактологичности, интерес к мнениям и интерпретациям, которые обильно появляются в социальных сетях и специальных изданиях, снижается. Он также предложил подготовить исследование о восприятии зарубежных медиа в российских СМИ.

Генеральный директор Евразийского коммуникационного центра Алексей Пилько считает, что резкий рост цитируемости отечественных СМИ зарубежными медиа не ведет к лучшему восприятию на Западе российской позиции в конфликте и не вызывает изменений в общественном мнении зарубежных стран. «Никто на Западе не выходит на митинг с требованием вернуть в эфир RT и другие российские СМИ», — сказал он. По его мнению, зарубежная аудитория и пользователи интернета по-прежнему больше доверяют национальным СМИ, чем российским.

Это отчасти обусловлено слабостью взаимодействия России с зарубежной прессой: официальные отечественные СМИ за рубежом работают по моделям советского иновещания, они и дипломаты не пытаются влиять на позицию иностранных СМИ.

Заместитель заведующего Азиатско-тихоокеанским сектором Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Анастасия Пятачкова отметила, что в СМИ Китая, Аргентины и других незападных стран чаще транслируют понимание позиции России — по крайней мере, в отдельных ее аспектах. Она также обратила внимание на необходимость изучить негативное отношение к публикациям российских СМИ, когда сообщаемые ими сведения зарубежные медиа называют недостоверными.

Заместитель директора Центра бренд-медиа ФКМД Владимир Змеющенко считает всплеск интереса к российским СМИ за рубежом логичным: многие иностранцы с высоким уровнем образования критически относятся к американским медиа, активно пытаются искать информацию, отличающуюся от официальной точки зрения, смотрят альтернативные мнения на Russia Today, но не получают полной картины. «Запрос на информацию из России гигантский. Запрос на мнения из России высок и не удовлетворен», — подчеркнул Владимир Змеющенко.

В завершение круглого стола Никита Савин отметил, что представленное исследование означает переход к изучению новой повестки. Часто исследователи и публицисты изучают воздействие СМИ по модели пропаганды, но современная медиасреда работает иначе, чем прежде, поскольку сейчас многие люди сами формулируют свою позицию с привлечением многих источников, в процесс вовлекается большое количество социальных, культурных и политических факторов, влияние которых еще предстоит изучить.

Дата публикации: 25.08.2022

Автор: Павел Аптекарь

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: