Как готовят современных программистов и разработчиков? За счет чего вузы выстраивают взаимодействие с индустрией и почему Вышке удается двигаться в авангарде мировых тенденций? О важности высшего образования в IT, краткосрочных курсах и развитии цифровой грамотности — в интервью первого заместителя декана факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, академического руководителя программы «Прикладной анализ данных» Тамары Вознесенской.
Интервью Тамары Вознесенской опубликовано в первом выпусе дайджеста «Экономика России: аспекты глобального трансформационного сдвига». Выпуск посвящен кадровой ситуации в IT-отрасли. Дайджест — новый информационно-аналитический продукт Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики, дирекции по цифровым медиа и продвижению и дирекции по связям с общественностью НИУ ВШЭ.
Вторая грамотность
— Под словом IT сегодня мы понимаем целый мир, огромный спектр разных специальностей и компетенций. Когда мы слышим, что в стране дефицит IT-специалистов, можно ли это считывать как «не хватает всех и везде» или все же речь идет о каких-то определенных специальностях?
— Давайте прямо скажем: популярность программистов и айтишников не сегодня началась, она существует давно. В этом году стали больше акцентировать внимание на импортозамещении, громче говорить о дефиците кадров и мерах поддержки. Но в IT в последние годы и так хотели очень многие. И в первую очередь родители абитуриентов. У многих есть представление, что, если пойти учиться на программиста, у тебя все будет хорошо.
— Вы думаете, это так или не совсем?
— Я думаю, что так. Мне всегда казалось, что хорошо получить в качестве первого образования, бакалавриата, какую-то техническую специальность, а дальше можно идти куда-то еще.
Конечно, важно заниматься тем, что самому нравится. Но с точки зрения востребованности айтишные кадры нужны и будут нужны еще долго-долго. Это видно: даже минимально техническая поддержка везде нужна.
— Какие IT-специалисты сейчас востребованы в первую очередь?
— Разработчики всегда нужны, аналитики, специалисты Data Science. Более точную картину по отраслям могут дать работодатели.
Тенденция последних лет — спрос на дата-аналитиков, тех, кто хорошо разбирается в методах машинного обучения. Они есть, но их надо больше — раньше такие специалисты нужны были только относительно крупным компаниям, банкам, теперь спектр заметно расширяется.
Возьмем, например, кредитный скоринг (система оценки кредитоспособности, основанная на численных статистических методах. — Ред.). Когда-то это делали специальные сотрудники на основании заявления и анкеты потенциального заемщика, проверки его документов. Затем их заменил алгоритм, основанный на прошлых данных и статистике: скоринговые карты стали делать дата-аналитики, была запущена автоматизация этого процесса. Сегодня скоринговые карты есть практически у всех банков. И это только одна область применения алгоритма. Схожая модель распространяется и в медицине для предсказания вероятности заболевания. С точки зрения математики это одна и та же задача.
Фото: iStock
Рекомендательные системы, анализ текстов и изображений, биоинформатика и многое другое — с каждым днем появляются все новые области применения методов анализа данных и машинного обучения.
— Как происходящие изменения учитываются в образовательных программах? Как часто они пересматриваются?
— Каждый год. В НИУ ВШЭ вообще все планы всех учебных программ ежегодно пересматриваются. Нам позволяет быть мобильными сама модель управления, принятая в Вышке: здесь у каждой программы есть единое ответственное лицо — академический руководитель, есть академический совет и возможность быстро что-то менять и принимать решения.
Важна и связь с реальным сектором, с работодателями. Многие компании для подготовки специалистов создают базовые кафедры и активно сотрудничают с вузами. Компании также предоставляют места для практик, мы со своей стороны тоже стараемся, чтобы наши студенты достаточно рано видели реальные задачи.
Мы также мониторим выпускников: куда они идут, где работают. Следим за тенденциями, не теряем связь с индустрией: всегда важно видеть, что там происходит, какие специалисты нужны.
На факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ мы создали Центр практик и проектной работы, в прошлом году к нему добавили еще одну букву «п» — предпринимательства. Стартапами традиционно больше занимались выпускники «Программной инженерии», затем к ним присоединился и «Прикладной анализ данных», студенты других программ, конечно же, тоже участвуют в жизни клуба. Мы сделали и стипендию для предпринимателей, в конце августа пройдет первая летняя школа.
Широкие возможности
— Вы следите за треками своих выпускников. Чаще всего они остаются в России или больше нацелены работать на западные компании?
— В предыдущие годы ребята активно шли работать в наши компании — крупные банки, IT-компании, «Яндекс», 1С и т.п., а также в представительства иностранных корпораций. Многие уезжали работать в известные холдинги вроде Google или Facebook, но кто-то шел и в небольшие компании либо организовывал свою. В части продолжения обучения тоже разные варианты и направления. Я бы сказала, что у наших выпускников как бакалавриата, так и магистратуры широкие возможности, и каждый выбирает то, что хочет.
— Можно ли сказать, что российское образование в части программирования, компьютерных наук не уступает западному?
— Конечно. Наше образование очень котируется. Безусловно, и у нас, и во всем мире есть разные вузы по уровню, но в целом наши университеты первого эшелона очень ценятся. Выпускники ФКН поступали в аспирантуру и в Корнеллский университет, и в EPFL.
— Как выстраивается взаимодействие ФКН с потенциальными работодателями?
— Само наличие на факультете базовых кафедр делает связь очень плотной. Базовая кафедра — это ведь по сути база какой-то организации внутри университета. Все сотрудники кафедры — в первую очередь сотрудники компании, но при этом они на долю ставки работают и у нас. Также наш Центр практик, проектной работы и предпринимательства сотрудничает с большим количеством компаний, которые предоставляют студентам места практик, руководят прикладными курсовыми и дипломными проектами.
Очень хороший инструмент — факультетские факультативы, курсы, которые не входят в образовательную программу, но могут быть по желанию освоены студентом. Мы так обкатываем курсы от компаний: академические руководители присматриваются к курсам и реакции студентов — они за факультативы как раз голосуют ногами и идут только туда, где им интересно и полезно. Успешные факультативы часто затем забирают программы в качестве курсов по выбору.
Большое внимание мы уделяем и студентам, которых интересует научная карьера. У нас также есть базовые кафедры исследовательских институтов, 14 собственных лабораторий. Каждая лаборатория имеет ставки стажеров-исследователей для студентов, у нас есть специальная стипендия за вклад в научную деятельность. Многие ребята пользуются этой возможностью и начинают научную карьеру уже в бакалавриате в качестве полноправного члена научного коллектива.
— Почему так важно в IT высшее образование? Может, жизнь лучше научит на практике?
— Жизнь научит практике, но базу, системный подход и умение учиться лучше заложить в университете.
Опять же IT, Information Technology, — это очень широкий спектр профессий. И разработчика сайтов, и дата-аналитика назовут айтишником, но траектории их подготовки очень разные — и по времени, и по фундаментальности требуемой подготовки.
Без развития компьютерных наук не будет и IT, которые применяют достижения первых на практике.
На ФКН в бакалавриате мы в первую очередь закладываем основу — фундамент. Здесь обязательно должна быть хорошая математика, программирование, алгоритмы, широкий кругозор, чтобы человек на этой базе мог выбрать, что ему интересно и куда пойти дальше. У нас учатся и те, кто пойдет в разработку, и те, кто потом станет делать свой стартап, и те, кто будет работать консультантом и дата-аналитиком, и ребята, которые дальше пойдут в науку. Даже в области анализа данных, в области машинного обучения спектр широк: кто-то пойдет разрабатывать новые алгоритмы, кто-то пойдет применять их в той или иной предметной области.
— Какую роль играет магистратура в IT? В чем ее принципиальное отличие от курсов повышения квалификации?
— Магистратура дает более узкую специализацию в прикладной области и служит развилкой между практическим и научным направлением. Для многих это возможность получить следующий диплом по смежной специальности. Например, к нам, кроме выпускников технических специальностей, на программу «Анализ данных в биологии и медицине» приходят биологи, а на «Финансовые технологии и анализ данных» — экономисты.
Курсы повышения квалификации устроены принципиально иначе: это короткие точечные программы, нацеленные на прокачку какого-то конкретного навыка или освоение новой технологии. IT — одна из первых областей, которая создала хорошую систему коротких курсов повышения квалификации и всевозможные сертификации. И это неудивительно, поскольку IT меняется быстро, и здесь как в «Алисе в Стране чудес»: нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте. Кстати, это любимая книга многих программистов.
Конечно, человек может окончить бакалавриат и идти сразу работать. Но и в этом случае, если у тебя есть возможность получать систематизированные знания по профилю в магистратуре, это большой плюс.
Игра на опережение
— Цифровизация затрагивает не только традиционные IT-направления, программированию учат и политологов, и философов. Насколько это оправданно?
— Сегодня цифровая грамотность и умение программировать — это как умение читать много веков назад. Компьютер уже вошел почти в каждый дом, умение программировать на подходе. Вышка одна из первых придумала проект Data Culture, в рамках которого наш факультет разрабатывает дисциплины по работе с данными для всех программ университета. Любой выпускник Вышки теперь умеет работать с данными и хоть немного программировать.
Айтишники, специалисты по компьютерным наукам, будут разрабатывать новые языки, алгоритмы, выстраивать инфраструктуру, а, например, философ или филолог будет заниматься своей наукой, при этом они смогут и данные собрать, и что-то запрограммировать, и применить алгоритм, чтобы проанализировать данные.
Фото: iStock
В этом году, например, мы вместе с факультетом экономических наук открыли программу «Экономика и анализ данных». Она нацелена на экономистов, которые хотят хорошо знать математику, программирование и анализ данных. Сейчас возможен один диплом по двум направлениям подготовки — и это одна из первых таких программ в Вышке. В дипломе у выпускника будет написано: «Экономика и прикладная математика, информатика». И это дает больше возможностей.
— Сейчас востребованы такие специалисты?
— Сейчас время больших проектов на стыке наук — в какой-то проект, например по лингвистике, нужны и программисты, и лингвисты, и те, кто алгоритмы пишет в машинном обучении, и те, кто знает про саму науку лингвистику. С биологами так же. Эта тенденция тоже будет нарастать.
— То есть будущее за мультидисциплинарным подходом?
— Да, по крайней мере за проектными командами, которые будут иметь специалистов разного профиля. Из этого потом вырастают и новые мультидисциплинарные программы, и расширенные специализации.
— Это общемировая тенденция?
— Мне даже кажется, что мы тут идем немного быстрее. По крайней мере Вышка. Мы менее консервативны и всегда готовы к новым идеям.
Экспресс-курсы и онлайн-образование
— Как вы смотрите на онлайн-образование — бакалавриат и магистратуру? Формат обучения влияет на качество подготовки специалистов?
— У нас на факультете в 2020 году была открыта первая в России онлайн-магистратура Master of Data Science вместе с Coursera. Уже есть первые выпускники. Coursera сейчас ушла с российского рынка, но программа остается: все курсы были перенесены на вышкинскую платформу. В прошлом году мы открыли еще одну, русскоязычную, магистратуру — «Машинное обучение и высоконагруженные системы» и онлайн-бакалавриат «Компьютерные науки и анализ данных» (КНАД).
Онлайн можно получить такое же качественное образование, как и офлайн. Понимаю, что у многих родителей есть предубеждение после пандемии и онлайна в школе. Но Вышка очень хорошо справилась с вынужденным резким переходом в онлайн в 2020 году и собрала за годы пандемии много полезных наработок. Бывают люди, которым не подходит онлайн-формат в силу личных психологических особенностей, недостатка общения. Но мы и здесь стараемся создавать дополнительные условия для общения: в этом году организовывали очную практику в «Вороново» для студентов КНАД.
— Будущее за онлайн-образованием или все-таки очные занятия будут превалировать?
— Я думаю, будут оба формата. Возможно, будет больше онлайн-магистратур, потому что это удобно для работающих. Опять же в нашей стране, где очень большие расстояния, это возможность ребятам из удаленных городов и деревень получить образование в московских вузах.
В любом случае онлайн-образование уже есть, и тут нужно скорее думать над тем, как его делать качественнее, на какие вещи надо обращать больше внимания. На примере нашей бакалаврской программы КНАД мы поняли, что им нужно больше кураторов, больше форматов для общения: чатиков, созвонов, совместных чаепитий — это важно. Хорошо, если получается делать очные мероприятия в каникулы.
Возможно, онлайн-программы стоит делать чуть меньше численностью, чтобы сохранять возможность поддерживать связь с каждым студентом индивидуально.
— Учитывая курс на импортозамещение в IT, растущую потребность в специалистах, могут в ближайшее время появиться какие-то ускоренные курсы подготовки при вузах?
— Курсы есть и сейчас. Так, у нас на факультете есть Центр непрерывного образования. Если будет спрос, будет и предложение, в том числе онлайн.
Быстро освоить какие-то навыки можно. Например, научиться делать сайты, писать простые программы. Для этого не нужны в полном объеме все курсы бакалавриата.
Разница в том, что если ты получил фундаментальное образование, то у тебя больше спектр возможностей, шире база.
Выпускники порой говорят: зачем мне матанализ, он в работе не пригодился. Но при этом они не думают, что все в образовательном процессе построено плавно, друг за дружкой: без матанализа ты не поймешь теорию вероятностей, далее — статистику и что-то еще. Ты можешь взять готовую библиотеку и использовать ее, параметры подкрутить, при этом если что-то не получилось, то с наличием понимания, что у системы под капотом, проще будет разобраться, что можно сделать, какую другую альтернативу выбрать, что дописать самому.
Да, чему-то можно научить быстро, и где-то этого достаточно, но в большинстве областей, где работают наши выпускники, нужно фундаментальное образование. И оно будет оставаться. Также кто-то должен дальше двигать компьютерные науки.
— А в достаточном объеме высшее образование в этой области доступно сейчас в России? Хватает ли имеющихся мощностей у вузов?
— Бюджетные места все время увеличивают. Мы стараемся помогать региональным вузам: проводим обучение для преподавателей, готовим материалы.
Перед вузовским сообществом стоит задача по расширению этой работы. Другая важная задача — сохранить кадры в регионах, для этого нужно развивать региональные вузы, разрабатывать стимулирующие программы, но это уже задача государства.
— Есть ли дефицит преподавательских кадров?
— Периодически да, такой дефицит есть, мы со своей стороны стараемся его покрывать часто за счет компаний, привлекая их сотрудников к преподаванию. Это и способ преодоления дефицита, и возможность для студентов поучиться у практиков. У нас порой молодые ребята-программисты утром забегают, проводят пару и дальше идут на работу программировать.
Есть много людей в компаниях, которым приятно делиться своим опытом. В основном они не из-за денег приходят преподавать — у них с этим все хорошо, у них есть интересная высокооплачиваемая работа, но им нравится сам процесс, нравится делиться знаниями. А мы стараемся их в этом поощрять. Это и связь с индустрией, и практический подход, и развитие образовательных программ — в конечном итоге тут все стороны в выигрыше.