Глобальную систему образования ждет радикальная перестройка

Фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики
Фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

США постепенно утрачивают лидерство в сфере науки и высшего образования, а региональные проекты становятся все более конкурентоспособными. Российские вузы за последние годы резко улучшили свои позиции в международных рейтингах, но сейчас сталкиваются с новыми вызовами, которые при этом являются и окном возможностей. Решение задачи по привлечению лучших студентов и преподавателей с международного академического рынка зависит от того, насколько среда университета готова к их успешной адаптации и интеграции. Об этом говорили в ходе V Международного образовательного форума «Алтай-Азия 2022: Евразийское образовательное пространство — новые вызовы и лучшие практики», в котором приняли участие эксперты НИУ ВШЭ.

Вице-президент Высшей школы экономики, исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты» Ирина Карелина рассказала на пленарном заседании форума о тенденциях развития высшего образования, глобальных трендах и национальных решениях. Первый тренд, по ее словам, заключается в том, что сегодня в мире растет глобальная конкурентоспособность, поскольку на рынке увеличивается количество различных систем образования. «Это можно сказать не только об азиатском регионе, но и о европейском, американском, австралийском», — уточнила она.

Ирина Карелина

Следующим глобальным трендом Ирина Карелина назвала академическую кооперацию в разных формах, капитализацию лучших практик университетов. «Проекты превосходства университетов в разных странах демонстрируют их влияние на развитие национальных экономик, — говорит Ирина Карелина. — За последние 25 лет в системах высшего образования было запущено более 40 инициатив поддержки глобальной конкурентоспособности университетов, которые проходят с разным эффектом». По ее словам, в рамках этих инициатив в интересах ведущих университетов создаются стимулы и ориентиры для эффективных инвестиций в проекты развития, правительства стремятся обеспечить условия быстрого роста и наращивания глобально признанных результатов своих вузов. И Россия показывает на этом направлении очень внушительные результаты. В частности, благодаря реализации Проекта 5–100, с 2013 года отечественные университеты продвинулись в мировых рейтингах в 26,5 раза. «Мы не видим такого эффекта ни у одной другой страны, несмотря на гораздо большие инвестиции. Мы, безусловно, горды эффективностью и скоростью развития нашего образования», — подчеркнула Ирина Карелина.

Проректор НИУ ВШЭ Иван Простаков, выступая на форуме с докладом «Роль российских университетов на евразийском пространстве в новых условиях борьбы за глобальное лидерство», напомнил о трех известных стереотипах, связанных с интеллектуальным потенциалом в мире. Во-первых, практически весь человеческий интеллектуальный потенциал сосредоточен в США. Во-вторых, происходит постепенное интеллектуальное перетекание этого потенциала в Азию. В-третьих, закат интеллектуальных достижений Европы либо уже состоялся, либо окончательно предрешен. 

Иван Простаков

«Мы видим, что Китай по расходам на науку практически догнал США, — говорит проректор. — Что касается Азии в целом, здесь ситуация достаточно противоречивая, потому что мы видим, что Япония, которая была когда-то лидером в этой сфере, стагнирует. Быстро растет Индия. Ситуация в Европе также противоречивая: притом что есть реальный рост расходов на образование в Германии, Франции, Великобритании, Италии, развитие потенциала в них тоже стагнирует. Поэтому говорить о справедливости этих стереотипов достаточно сложно».

Несмотря на инерционность смены центров интеллектуального потенциала, подчеркивает Иван Простаков, уже в конце 2010-х годов наметились тенденции в изменении расстановки сил в научно-образовательной сфере. В 2017–2021 годах США уступали позиции в глобальных рейтингах университетам Европы. Согласно докладу UNESCO Science Report 2021, Китай и Индия уже превзошли США по количеству публикаций в сфере искусственного интеллекта, а Россия продемонстрировала наивысшую динамику, практически сравнявшись с Японией, Великобританией и Германией.

Говоря о перспективах, проректор ВШЭ высказал мнение, что университетские центры мирового класса консервативны и не склонны быстро меняться. Тем не менее потенциал североамериканского рынка действительно уменьшается, полагает он. «Статистика в рейтингах университетов показывает, что Европа еще не так откровенно сдает позиции, — продолжает он. — Более того, вполне возможно, есть смысл смотреть на то, как этот потенциал в Европе будет развиваться». Он также отметил, что Азия, безусловно, растет, но рост происходит неоднородно: Китай занимает лидирующие позиции, при этом заслоняя собой почти весь азиатский регион, за исключением нескольких стран. По его мнению, важнейший вызов в этой связи — преодоление разрывов между странами и университетами по уровню образования.

Распространение лучших практик российских университетов, создание механизмов евразийской академической мобильности и региональной B2B-площадки в сфере высшего образования по примеру тех, что существуют в Европе, АТР и Северной Америке, представляется особенно актуальным в этой связи.

«Но, скорее всего, мы должны исходить из того, что то, о чем мы сегодня говорим, становится уже историей. И мы будем сталкиваться с радикальной перестройкой глобального мира не только с точки зрения геополитической перестройки, логистики и поставок, но и в сфере образования. Это будет происходить медленнее, потому что эта система гораздо более консервативна, и менять ее сложнее, чем логистическую», — отмечает проректор. Тем не менее, говорит он, изменения неизбежны. «Да, Россия сегодня исключается не по своей воле из научно-образовательного диалога с Западом. Хотя здесь у нас еще остается окно возможностей: я бы обратил внимание на то, что еще порядка 40 университетов разных стран сохраняют с нами отношения. И мы не намерены разрывать эти отношения», — заключил Иван Простаков.

Юлия Гринкевич, директор по интернационализации ВШЭ, приняла участие в экспертной сессии «Интернационализация высшего образования в изменяющемся международном контексте: трансформация стратегических подходов в международной деятельности вузов и поиск антикризисных решений». «Решение задачи по привлечению лучших студентов, преподавателей и сотрудников с международного академического рынка полностью зависит от того, насколько среда университета готова для успешной адаптации и интеграции иностранных студентов и коллег», — считает Юлия Гринкевич.

Юлия Гринкевич

«Интернационализация внутренней среды университета — это налаживание механизмов встраивания и удержания привлекаемых учащихся и академиков. Другими словами, это создание единого интегрированного университетского сообщества, где каждый имеет равный доступ к ресурсам для решения своих задач и реализации потребностей, — полагает она. — Это непростая задача требует обеспечения высоких требований к языковым компетенциям и навыкам межкультурной коммуникации всех сотрудников и студентов университета и их вовлеченного участия».

Вышка, говорит эксперт, многого достигла в решении задач внутренней интернационализации, но текущие геополитические условия создают новые вызовы, заставляют искать новые подходы и решения: «В НИУ ВШЭ за последние 10 лет произошел огромный рост с точки зрения иностранных студентов. Благодаря усилиям всего университета, это во многом студенты, для которых рабочий язык — английский».

Марина Баталина, руководитель Управления международного сотрудничества НИУ ВШЭ, выступила на сессии «Основные тенденции сетевого взаимодействия вузов в российско-азиатском научно-образовательном пространстве: стратегические приоритеты, формы партнерств. Текущее состояние и перспективы». Представляя свой доклад «И зимой, и летом: академический нетворкинг Сетевого университета БРИКС», эксперт рассказала, что этот проект направлен на развитие многосторонних совместных программ обучения разного уровня и формата и в то же время — на совместные исследования в различных областях знаний.

Марина Баталина

Одна из ключевых задач — создание горизонтально интегрированной площадки для обмена передовыми знаниями между студентами и преподавателями вузов стран — участниц БРИКС. Марина Баталина полагает, что опыт работы Сетевого университета БРИКС по организации летних и зимних школ «Экономика» может использоваться как универсальный инструмент для построения межуниверситетского и межстранового взаимодействия на горизонтальном и вертикальном уровне.

Алина Щербакова

Ее содокладчик Алина Щербакова, доцент факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ, добавила, что «в школе СУ БРИКС “Экономика” студенты нашли для себя консультантов, а те люди, которые выступали экспертами, нашли себе соавторов для последующих статей. Это позволяет говорить о том, что летняя/зимняя школа — это площадка не только для обмена знаниями, но и для научного взаимодействия».

Международный образовательный форум «Алтай-Азия 2022: Евразийское образовательное пространство — новые вызовы и лучшие практики» прошел 15–17 сентября 2022 года в Барнауле и Белокурихе. Его организаторами выступили Алтайский государственный университет, Российский университет дружбы народов, Университет Шанхайской организации сотрудничества, Ассоциация азиатских университетов. Форум проводится в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

Дата публикации: 20.09.2022

Автор: Николай Константинов

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: