Как вовлечь студентов в образовательный процесс и сделать его более эффективным? Насколько важен контакт со студентами? Надо ли продолжать «толкать» или стоит начинать «тянуть» учащихся? В каких случаях нужно «переворачивать класс»?
Учебно-методический центр Высшей школы бизнеса (ВШБ) НИУ ВШЭ провел семинар «Современные образовательные технологии в обучении менеджменту: секреты профессионального мастерства преподавателя». Своим опытом и рекомендациями поделился первый заместитель директора ВШБ, руководитель департамента финансового менеджмента Дмитрий Волков.
Сегодня, в «непростое цифровое время», преподаватели вынуждены задавать себе вопросы, насколько глобальные тренды в современной системе образования влияют на экономику и управление, как социальные сети меняют взаимосвязи между людьми, какие демографические изменения определяют поведение общества в целом, отмечает Дмитрий Волков.
Дмитрий Волков, фото: Высшая школа экономики
Современный мир становится все более иррациональным, поэтому и многие решения принимаются иррационально. Например, когда студенты оценивают работу преподавателя, он может получить очень низкие оценки СОП (студенческая оценка преподавателя) несмотря на то, что провел занятие со студентами с соблюдением всех необходимых протоколов и правил. «Как потом может оказаться, причины низких оценок СОП в том, что студент реагирует на совершенно другие вещи, — говорит спикер. — Скажем, из-за того, что не был установлен контакт со студентами, им все равно, насколько важной была информация в учебном курсе».
По мнению Дмитрия Волкова, можно назвать как минимум четыре вызова, которые необходимо учитывать преподавательскому составу. Во-первых, требования персонализации отношения к студенту. «Мы все хотим, чтобы к нам относились индивидуально: один визуал, другой аудиал, один думает быстро, другой медленно, — говорит Дмитрий Волков. — И это действительно вызов. Раньше все ходили строем на лекции, семинары, и все было замечательно. Сейчас студент требует к себе персонализированного отношения и выстраивания индивидуальной траектории обучения».
На второе место эксперт поставил умение прогнозировать. «Использование данных при принятии решений в обучении становится все более актуальным. Нам нужны рекомендательные системы, которые позволяют выбрать необходимое образовательное решение. А рекомендательная система строится на основе данных, на основе искусственного интеллекта», — добавляет он.
Достижение вовлеченности студентов спикер назвал третьей задачей. «Прошло то время, когда преподаватель был единственным авторитетом в аудитории. Без вовлечения студента в собственное обучение уже никак нельзя, — уверен Дмитрий Волков. — Поэтому появились социальные формы обучения: обучение друг у друга, коллег, знакомых, через соцсети. Ответственность за обучение должна распределяться между сторонами, которые в нем участвуют».
Наконец, по оценке спикера, необходимо работать над совершенствованием такого качества, как внимательность. «Мы живем в эпоху гипервнимательности. Мы часто сосредоточены на нескольких объектах одновременно. Так, студент может одновременно быть в чате в мобильнике, пытаться слушать преподавателя и еще думать, как устроить сегодняшний вечер, — рассказывает Дмитрий Волков. — Это вызов для системы обучения. Как заинтересовать, как сконцентрировать внимание, как мотивировать студента — многие образовательные технологии пытаются решить именно этот вопрос». По его мнению, решение этих проблем заложено в развитии образовательных технологических платформ.
Фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики
Дмитрий Волков поделился своими преподавательскими секретами. Первый — это программирование результатов обучения и их контроль. «В профессиональном обучении конечным результатом является выработка навыков — устойчивых принципов и моделей поведения. Навык — это комбинация знания (что делать, зачем делать), умения (как делать) и мотивации (желания делать)», — объясняет он. Чтобы навык сформировался, важны все три компонента, делится опытом эксперт. «Часто опытные преподаватели хорошо знают свой предмет, серьезно к нему относятся, но не умеют вовлечь студента, не придают значения мотивации. И тогда навык не формируется. А вот образовательные технологии позволяют мотивировать», — считает он.
Кроме того, необходимо накапливать серьезный опыт и использовать его для обучения. «Современное обучение — это обучение на основании опыта. Существует три вида обучения через опыт: деловые игры и симуляция, обучение в реальной жизни или на рабочем месте, обучение действием», — отмечает эксперт. Далее нужно «перейти от концепции “толкать” студента к концепции “тянуть”». «Это переход от позиции “взрослый — ребенок” к позиции “взрослый — взрослый”, то есть предоставление возможности выбора различных решений самостоятельно при росте ответственности», — считает Дмитрий Волков.
Еще один секрет звучит так: вовлекай через социальное обучение и пользовательский контент. «Во многих западных бизнес-школах этот принцип — обучение друг у друга — включен в программу дисциплин, — уточняет эксперт. — Прошла лекция, вы создаете контент, которым студенты обмениваются друг с другом для закрепления материала. Это мотивирует и вовлекает студентов в собственное обучение».
Следующий совет: используй микрообучение. По оценке Дмитрия Волкова, микрообучение — совокупность образовательных технологий, обладающих по крайней мере тремя основными характеристиками: короткая продолжительность единиц контента; сфокусированность на конкретном результате обучения, гранулярность контента; мультиплатформенность и мультиформатность.
Еще одна важная рекомендация называется «переворачивай класс». Это, как говорит Дмитрий Волков, вид технологии смешанного обучения, при котором изменена типичная очередность подачи теоретического материала лекций и организации практических домашних заданий. Например, студенты самостоятельно изучают теоретическую часть до проведения занятия в классе. А уже во время занятия преподаватель отводит время на применение знаний, выработку умений и навыков за счет выполнения упражнений, обсуждения проектов, дискуссий и других типов активностей.
Отвечая на вопрос аудитории, как вовлечь студентов в образовательный процесс, чтобы они брали на себя часть ответственности за него, Дмитрий Волков сказал: «Надо чувствовать студента, его мотивацию, его усталость, заинтересованность. Если мотивация есть — участие замечательное, если мотивации нет — ничего хорошего. Надо понимать рецепт правильного коктейля».