Завершился очередной курс повышения квалификации для преподавателей от проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке». Он продлился с января по июнь 2021 года и был адресован сотрудникам университета. Тема курса — «7 ключевых принципов преподавательского мастерства», а его финальным мероприятием стала открытая лекция профессора, первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева «Кризис современного преподавания».
Как отметил в начале своего выступления Вадим Радаев, люди преподающие не могут не заметить, что сегодня их деятельность переживает кризис. Его причиной стала не только пандемия и тотальный переход в онлайн-образование. Как и за всяким сложным явлением, за кризисом преподавания стоит не один фактор, а множество связанных между собой процессов. Именно им спикер и посвятил свою лекцию.
Вадим Радаев, © Высшая школа экономики
«В моей лекции речь пойдет о кризисе текстовой культуры, об отказе от культурного багажа, о том, что возникают иные образовательные инициативы того, что мы делаем, и новые требования к упаковке материала, который мы предлагаем. Речь пойдет о том, что да, увы, снижается наш авторитет как преподавателей, и более того, делаются более настойчивые попытки подорвать нашу власть как оценщиков. О распространении новой этики и растущих сложностях с удержанием внимания, разрушении устойчивой мотивации нового поколения студентов и о дополнительных издержках, которые связаны с пандемией, онлайн-образованием и 'разговором с экраном'», — обозначил круг тем Вадим Радаев.
Он отметил, что преподаватели привыкли к тому, что все образование базируется на книжной культуре, что их работа, в первую очередь, построена на длинных и сложных текстах. В то время как студенты читают эти тексты все меньше и меньше, так как они постепенно утрачивают навык медленного чтения.
«Формируется иное отношение к тексту, тому, что было для нас святым и главным, как к источнику информации. Отсюда следует следующая проблема — отказ от культурного багажа. Наши студенты ориентированы на быстрый поиск готовой к употреблению информации, они ищут ее значительно быстрее, чем мы, — продолжил профессор. — Если мы работали в терминах или в логике запаса культурного багажа, они работают в терминах информационных потоков: речь идет о быстром и эффективном поиске и потреблении этой информации и оперировании с ней, в чем они уже превосходят нас. Они не лезут вглубь, не осваивают и что-то запоминают: ведь [все это] можно загуглить».
Кроме того, снижается интерес к высшему образованию. Если раньше оно было единственным и совершенно необходимым способом стать профессионалом, то сейчас появились другие множественные альтернативы, возникло множество опций для самообразования. Вкупе с этим происходит и устойчивое снижение авторитета преподавателей, подчеркнул Вадим Радаев: «Студенты не просто борются за оценки, они начинают бороться за свои права, становятся все более подозрительными по отношению к преподавателям. Есть настойчивые попытки поставить под вопрос иерархию 'обучающий — обучаемый', устранить зависимость от оценщиков, от наших систем оценивания. Происходит борьба за иную позицию студентов в образовательном процессе, попытки изменить традиционные отношения в университете».
Влияет на взаимодействие преподавателей и студентов и новая этика. По словам Вадима Радаева, выросли ограничения в высказываниях в обсуждении деликатных — политических, этических, гендерных — вопросов, которых становится все больше.
«Признак новой этики: повышенная толерантность к ряду вопросов, которая при этом сопровождается растущей агрессией к тем, кто эту толерантность не проявляет. То есть мы толерантны, но агрессивно относимся к тем, кто не толерантен. Такое противоречие эпохи».
Еще один признак нового времени, влияющий на преподавание, — снижение устойчивой мотивации. Современные студенты отказываются от линейных траекторий жизни, что снижает лояльность как в учебе, так и в работе. «Сейчас линейная траектория, когда ты выбираешь что-то и едешь по этой колее, — совершенно не модна и даже невозможна. Нормальным являются периодические метания между траекториями и перескакивания из одной колеи в другую. А тут поверх всего этого легла еще и пандемия, которая загоняет нас в разговор с 'квадратиками'. За год мы поняли, что онлайн удобнее нам всем, но это не значит, что он лучше. Ведь университет — это не только про эффективность знаний, это еще и некоторое сообщество. Возникает ощущение, что происходит снижение увлеченности и мотивации, причем с двух сторон. И усиливается тренд на фоновое образование, которое похоже на фоновую музыку», — признался Вадим Радаев.
После презентации профессор ответил на вопросы слушателей, среди которых были преподаватели и научные сотрудники всех кампусов Высшей школы экономики, а также внешние участники. Часть вопросов была прислана заранее, и Вадим Радаев комментировал их по ходу лекции, часть была задана лично. Вопросы касались самых разных тем: как побудить студентов включать камеры во время онлайн-занятий, как в условиях распространения онлайн-обучения соблюсти грань между образованием и самообразованием, сохранив убежденность студентов в необходимости очного взаимодействия с преподавателем, как бороться с инфляцией оценок и много другое.
Многие слушатели отметили созвучность затронутых в выступлении вопросов их собственной преподавательской практике и в комментариях делились своими наблюдениями и мыслями. Так профессор МИЭМ Константин Арутюнов, выразив свое согласие со всеми тезисами выступления, заметил, как именно меняется роль преподавателей. «В новых условиях информационного бума, роль преподавателя — не столько передача 'сакрального знания', а сколько — помощника, который поможет студенту не заблудиться 'в трех соснах', которые уже проросли до целых информационных зарослей», — высказался профессор.
Курс «7 ключевых принципов преподавательского мастерства» — ключевой, базовый курс проекта Teach for HSE, который проводится раз в год (в этом учебном году из-за высокого спроса — дважды). Курс длится 4 месяца и знакомит участников с фундаментальными компонентами преподавания, современными педагогическими методиками и подходами, в том числе с использованием цифровых инструментов. Курс позволяет преподавателям ВШЭ освоить или усовершенствовать широкий диапазон навыков: проектирование курсов (как для офлайн-, так и для онлайн-формата), оценивание студентов, психологические аспекты коммуникации со студентами и решение конфликтных ситуаций, навыки публичного выступления и др. Курс формирует у преподавателей рефлексивный подход к собственной деятельности, так как его итогом становится написание развернутого эссе, в котором коллеги переосмысливают свою «философию преподавания».