Только треть студентов инвестируют свое время в больший, чем требует преподаватель, объем учебной деятельности. При этом старшекурсники меньше вовлечены в учебный процесс, чем учащиеся младших курсов. В рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире» прошел объединенный научный семинар на тему «Модели образовательного поведения: как студенты используют возможности образовательной среды для развития навыков и повышения жизненной успешности?».
О теме и задачах исследования рассказали директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев, главный научный сотрудник Инобра Исак Фрумин, директор Центра социологии высшего образования Института образования Иван Груздев.
В семинаре принял участие научный руководитель Вышки Ярослав Кузьминов.
Исследование, которое сейчас готовит группа ученых Института образования, направлено на то, чтобы понять мотивацию и стимулы человека, который стремится реализовать свой творческий потенциал в сегодняшних непростых условиях, отметил ведущий мероприятия Иван Груздев.
Фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
Вопрос о человеке и его свободном действии — это фундаментальный вопрос понимания мира, его обсуждали еще такие философы, как Платон и Аристотель, он является центральным в религиозных дискуссиях, подчеркнул Исак Фрумин. По его мнению, в XX веке, особенно после Второй мировой войны, создавалось ощущение, что вопрос о силе человека решен не в его пользу. Но, с другой стороны, было видно, как расширялись возможности человека своими собственными действиями добиться той жизни, которую он хочет: благополучия, счастья и т.д. XX век и начало XXI века — это расширение возможностей человека, уверен Исак Фрумин. И очень долго политика разных стран поддерживала эту тенденцию. У людей появился доступ к качественному образованию, здравоохранению, комфортному жилью и т.д.
Но уже в конце прошлого века, продолжил главный научный сотрудник Инобра, очень остро встала проблема, связанная с тем, что многие люди не видят этих возможностей. Поэтому «фундаментальный вопрос нашего исследования» — как стимулировать человека использовать возможности, объяснил ученый.
«Нас интересует, почему какие-то люди имеют инициативу, энергетику для того, чтобы воспользоваться этими возможностями, почему один ребенок ходит в пять секций подряд, а другой сидит дома и ничего не делает. Важнейшим ресурсом использования возможностей является такая характеристика человека, как инициативность, субъектная самостоятельность», — сказал Исак Фрумин. Образование, по его мнению, это та сфера, где человек может получить навыки и умения для успешной жизни.
Студенты бывают двух типов — хорошие и разные, отметил Иван Груздев. «Нас интересовали исследования, которые предлагали некоторую объяснительную рамку различий студентов, предлагали теорию о том, почему студенты бывают разными», — сказал он. Ключевая задача — понять, в чем состоит это различие с точки зрения когнитивных особенностей, и определить, какой стиль обучения больше подходит тому или иному студенту: чувствующий или интуитивный стиль, визуальный или аудиальный, индуктивный или дедуктивный, активный или рефлексивный, последовательный или глобальный, рассказал Иван Груздев.
Иван Груздев, фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
«Мы сформулировали для себя, что же такое образовательное поведение студентов, которое мы собираемся исследовать, — продолжил он. — Мы должны смотреть на устойчивые акты взаимодействия студента с преподавателями, другими студентами и образовательной средой учебного заведения в целом».
Директор Института образования Евгений Терентьев выступил с докладом «Что мы знаем о моделях образовательного поведения студентов в российских университетах?». По его наблюдениям, по сравнению с европейскими и американскими студентами российские студенты больше времени проводят в аудиториях при значимо меньшем времени, которое они тратят на самостоятельную работу и внеучебную деятельность. При этом пассивные формы образовательного поведения являются более распространенными по сравнению с активными: не больше половины студентов часто или очень часто задают вопросы на занятиях, выступают с докладами и презентациями, участвуют в обсуждениях на занятиях. Активные же формы образовательного поведения более характерны для старшекурсников по сравнению со студентами младших курсов.
Евгений Терентьев, фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
Затронув вопрос о степени вовлеченности студентов в процесс обучения, Евгений Терентьев привел данные о том, что только треть студентов инвестируют свое время в больший, чем требует преподаватель, объем учебной деятельности, потому что считают предметы интересными. «Готовность инвестировать дополнительное время и усилия в связи с интересом к учебным дисциплинам падает в ходе обучения, — отметил он. — Значительная доля студентов время от времени нарушают учебную дисциплину: пропускают занятия без уважительной причины (56%), приходят на занятия неподготовленными (85%), сдают задания по курсам позже установленного срока. Студенты старших курсов демонстрируют более высокие показатели невовлеченности в учебный процесс».
Студенты российских университетов также демонстрируют низкий уровень внеучебной вовлеченности: около двух третей студентов бакалавриата и специалитета не имеют никакого опыта участия во внеучебной деятельности. А если такой опыт есть, то он связан преимущественно со спортивными и культурными мероприятиями, в меньшей степени — с участием в академических мероприятиях и организациях, пояснил Евгений Терентьев. Между тем внеучебная деятельность становится важным инструментом для развития soft skills, добавил он.
Ярослав Кузьминов, фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики
Анонсированные задачи исследования, связанного с проблемами самостоятельности студентов, прокомментировал научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его мнению, должен быть рассмотрен вопрос, как соотносится вовлеченность с возможностью студента самому выбрать предмет. По его мнению, это «мотивационно важная вещь». «Понятно, что на младших курсах энтузиазм по поводу того, чтобы выходить за рамки программы, значительно выше. Но потом студент начинает понимать, что половина предметов ему не нужна, неинтересна», — поделился опытом научный руководитель Вышки. Он также обратил внимание на то, что на степень вовлеченности может влиять уровень оснащенности учебных заведений. «Мне кажется, что низкая вовлеченность будет коррелировать не с национальной спецификой, а с тем, что у нас крайне низкая оснащенность университетов», — отметил Ярослав Кузьминов.
Подробнее узнать о календаре семинаров и стратегических проектах НИУ ВШЭ можно здесь.