Высокая инфляция, дорогое топливо, последствия антироссийских санкций — с такими общеевропейскими проблемами придется иметь дело новому итальянскому правительству, которое сейчас формируют победители парламентских выборов. От чего будет зависеть курс итальянских элит и станет ли лучше жить рядовой итальянец? На онлайн-платформе Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ прошел семинар «Политико-экономические тренды развития Италии после парламентских выборов — 2022».
В семинаре приняли участие проректор НИУ ВШЭ Иван Простаков, старший научный сотрудник Центра европейских исследований, а также Института международных исследований МГИМО Елена Маслова, доцент Института международных отношений и управления, кафедры истории и политики стран Европы и Америки, а также кафедры романских языков им. Т.З. Черданцевой МГИМО Мария Шибкова.
Иван Простаков поводом для беседы обозначил состоявшиеся в сентябре в Италии парламентские выборы, в результате которых к власти пришла коалиция крайне правых сил. По его оценке, выборы прошли в условиях небывалой геополитической напряженности и энергетического кризиса и их результаты ставят под вопрос устойчивость антироссийской коалиции западных стран. Возможно ли возникновение противоречий между Римом и Брюсселем и от чего будет в целом зависеть политический курс итальянских элит — эти темы стали предметом обсуждений на семинаре.
Проректор ВШЭ выделил основные экономические тренды, которые сегодня наблюдаются в Италии. Первый — повышение цен на энергоресурсы. По его словам, Италия находится не в самой большой зависимости от российского газа — в гораздо меньшей, чем, например, Австрия, Венгрия, Словакия. Диверсифицированы в Италии и поставки нефти, поэтому доля российской нефти в энергобалансе Италии составляет всего 12%. Тем не менее в Европе сейчас наблюдается рост инфляции, и он связан, в частности, с ценами на энергоресурсы, констатирует Иван Простаков. По прогнозам Министерства экономики и финансов Италии, который был опубликован 30 сентября, рост ВВП в текущем году ожидается чуть больше 3%.
В качестве второго тренда Иван Простаков назвал негативное влияние санкций, которые сказываются на торговле Италии с Россией уже с 2014 года, хотя Россия и не является значимым торговым партнером Италии. «Это четырнадцатый рынок в 2021 году, — сообщил он. — Экспорт составляет 7 млрд евро. Для сравнения: экспорт в Германию составляет 66 млрд евро, экспорт в США — 60 млрд евро (в год. — Ред.)».
На фото: Иван Простаков. Источник: Высшая школа экономики
Говоря об экономической политике Италии, Иван Простаков отметил, что на экономические проблемы 2022 года правительство Марио Драги отреагировало тремя декретами о помощи итальянскому бизнесу. Эти декреты предусматривают существенную поддержку итальянских компаний в размере 64 млрд евро. Сюда же включены экстренные меры, связанные с разовыми выплатами, налоговыми кредитами, со снижением акцизов на топливо. Дополнительные меры, в том числе увеличение финансирования, предусмотрены на реализацию национального плана восстановления и устойчивости итальянской экономики в мероприятиях, связанных с обеспечением энергобезопасности. Как считает Иван Простаков, по самым оптимистическим прогнозам, Италия может выйти на независимость от российского газа уже к концу 2023 года. Например, поставки СПГ в Европу продолжают увеличиваться.
По его прогнозу, финансовая зависимость Италии от Евросоюза будет расти, а также увеличится зависимость страны от поставок американского газа: эти тренды, полагает он, и станут ключевыми. «Очень велики риски рецессии, ускорения дальнейшей инфляции, — говорит эксперт. — Это значит, что Италию ждут в 2023 году серьезные социально-экономические испытания. И дойдут ли они до той фазы, когда начнутся социальные выступления, — вопрос открытый».
«Выборы происходили в крайне непривычной обстановке, — напомнила Елена Маслова. — Вся кампания впервые за республиканскую историю проходила в сентябре и августе. Это традиционный период отпусков для итальянцев. Выборы были ожесточенными и поляризованными, напоминали выборы 1948 года».
Что касается результатов выборов, то, по ее мнению, они были предсказуемыми. «Соцопросы свидетельствовали о поддержке правых сил, в первую очередь Джорджи Мелони, — продолжает Елена Маслова. — Правые силы победили прежде всего из-за рассредоточения левых сил. У них не было единства, было три центра тяжести — Демократическая партия, «Третий полюс» и партия «Пять звезд». Плюс политическая апатия, усталость от всех бывших премьеров. А Джорджа Мелони еще никогда не возглавляла правительство». И главный вопрос для правительства Мелони, полагает Елена Маслова, заключается в том, сможет ли оно воплотить в жизнь свои лозунги и обещания сделать жизнь рядового итальянца лучше.
Однако правительство еще не сформировано, персоны, которые будут назначены на ключевые посты, неизвестны, отметила Мария Шибкова. Между тем «фигуры министров — это сигнал в адрес партнеров — Брюсселя, Вашингтона — и в адрес научного сообщества, которое занимается итальянской тематикой; по этим сигналам мы могли бы сформировать представление о том, в каком направлении новое правительство будет двигаться».