ХХ съезд компартии Китая, который начнется 16 октября, как ожидается, примет решения, которые определят внутреннюю и внешнюю политику Китая, темпы и направления развития экономики страны и, следовательно, повлияют на мировую экономику. Предполагается также существенное обновление национальной элиты и укрепление личной власти лидера КПК и страны Си Цзиньпина. Рядовые китайцы ждут от съезда смягчения коронавирусных ограничений. Директор Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Василий Кашин поделился с HSE Daily своими ожиданиями от одного из ключевых событий этого года.
— Почему предстоящий съезд компартии Китая важен для страны и, вероятно, для всего мира?
— Съезд проводится раз в пять лет, это главное событие в жизни КПК и всей страны. Он определяет состав ЦК партии, Центральной комиссии по проверке дисциплины, Центрального военного совета. И из этих решений вытекают другие кадровые назначения, поскольку высшие государственные и военные должности увязаны с партийными, и это формирует элиту, которая будет управлять страной.
— Кто руководит крупнейшей по населению и экономическому потенциалу страной мира?
— Высшее руководство партии и государства — это Политбюро ЦК КПК из 25 человек, далее Центральный комитет партии, в который входят около 200 членов и 170 кандидатов. Это и есть правящая элита КНР. Члены ЦК и Политбюро — это руководители партии, крупнейших городов и провинций, министры, возглавляющие важнейшие ведомства, силовики, военные, директора главных госпредприятий. Они решают судьбу страны.
— Столько людей для принятия решений непросто собрать…
— Большинство текущих управленческих решений принимаются узким кругом постоянного комитета членов Политбюро из семи человек, более важные решения принимаются после обсуждения всеми членами Политбюро, а ключевые — на пленумах ЦК КПК после содержательных дискуссий.
— Можно ли ожидать серьезных обновлений в руководстве партии и государства?
— Оно будет существенным. Есть неформальные, но достаточно строго соблюдающиеся возрастные рамки — назначение на высокие должности возможно лишь до 68 лет — и ограничения по количеству сроков. Уйдут на пенсию многие члены ЦК, Политбюро и постоянного комитета Политбюро, почти все члены Центрального военного совета, произойдет обновление руководящих органов государства, следует ожидать назначения нового премьера, вице-премьеров, курирующих ключевые отрасли экономики, представителей военного командования и руководителей важнейших провинций.
Они будут оставаться на своих позициях 10 лет, предстоящие назначения надолго определят курс страны.
— А что ждет Си Цзиньпина? Последние десятилетия соблюдался принцип, по которому лидер партии не мог оставаться на третий срок.
— Из того, что мы знаем, Си Цзиньпин останется еще на один срок. Есть версия, что он пойдет на третий срок как генеральный секретарь. По другой — может быть возвращен упраздненный после 1982 года пост председателя ЦК партии, чтобы укрепить позиции Си Цзиньпина. Ожидается также, что будет скорректирован устав.
На фото: Си Цзиньпин на XIX съезде КПК. Источник: Wikimedia Commons
— То есть XX съезд КПК не осудит культ личности?
— Он, скорее всего, поднимет его на небывалую высоту.
— Можно ли говорить о каких-то персоналиях?
— Даже до пандемии ковида было трудно предсказывать изменения. В последние годы стало сложнее, поскольку китайцы к нам не едут и россияне редко посещают Китай.
— Вы упомянули о пандемии. Как COVID-19 повлиял на авторитет КПК среди населения и есть ли у граждан особенные ожидания от съезда?
— До определенного момента, пока Китай справлялся с последствиями с минимальными экономическими издержками и человеческими потерями в 2020–2021 годах, это работало на укрепление авторитета партии, народ видел разницу между Китаем и США с Европой и отмечал, что Китай снабжает большую часть мира медицинской техникой и средствами защиты. Но в 2022 году ситуация усложнилась, оправдывать экстремальную жесткость борьбы с ковидом становится труднее. Население замечает, что в соседней Южной Корее люди спокойно ходят по улицам в масках, но без локдаунов, а в большей части остального мира уже не обращают внимания на ковид. Люди устали, хотят вернуться к нормальной жизни, экономика страдает, раздается все больше критики.
Поэтому руководство Китая занято поиском выхода из стратегии нулевой терпимости к заболеваемости. Его пути сейчас активно обсуждаются. Наверное, если сейчас отказаться от прежней стратегии, то это и будет оптимальным вариантом, поскольку удастся минимизировать негатив.
На фото: Василий Кашин
— Какие еще важные проблемы станут предметом дискуссии?
— Обязательно будут обсуждаться проблемы идеологии, отражающие новый этап развития страны, национальной экономики и резкое обострение международной ситуации.
Надо будет внимательно смотреть до последнего слова и иероглифа доклад генерального секретаря съезду, там могут появиться указания на важные предстоящие реформы в экономике и реакция Китая на обострившуюся проблему Тайваня, станет ясно, ужесточатся ли установки в этой сфере.
— Это следствие летнего визита председателя палаты представителей США Нэнси Пелоси на остров?
— Во многом да. Визит Пелоси дал начало новому витку кризиса вокруг Тайваня: начались регулярные, более частые, чем прежде, учения на территориях и в акватории вокруг острова с боевыми стрельбами. Если раньше в целом соблюдалось правило, что военные корабли и самолеты не пересекают срединную линию в Тайваньском проливе, неформальную границу между Китаем и Тайванем, то сейчас ее нарушения стали рутиной. Все это идет по нарастающей, и может быть еще один виток эскалации: сейчас Конгресс обсуждает и может принять закон о политике в отношении Тайваня, который приравняет его к ведущим союзникам США вне НАТО и позволит увеличить военную помощь Тайбэю. Китай обязательно среагирует на это. Поэтому возможно дальнейшее ухудшение ситуации и всплески напряженности.
На фото: Нэнси Пелоси и Цай Инвэнь. Источник: Euronews
— Не захочет ли Китай отгородиться от нынешнего турбулентного мира?
— Речи об изоляционизме не идет. Китайцы подчеркивают, что они за глобализацию, но в новом ее качестве. Также Пекин давно намеревается отказаться от экспортно ориентированной модели роста, перейти на внутренние драйверы развития, в том числе увеличение внутреннего спроса и повышение производительности труда за счет крупных государственных и частных инвестиций. Этот переход уже зафиксирован на прошлогодней сессии Всекитайского собрания народных представителей, когда они приняли план пятилетки, дальше будут корректировки в связи с произошедшими событиями.
При этом Китай будет стремиться к открытию рынков для своего хай-тека, чтобы продвигать его по всему миру.
— Как Пекин относится к конфликту на Украине?
— Есть официальная позиция: им не нравятся боевые действия и их эскалация, они выступают за прекращение конфликта путем переговоров. Однако, если абстрагироваться от риторики, Китай страдает от конфликта меньше, чем другие экономические центры. Он фактически получил в свое распоряжение рынок России, страны, входящей в G20. К ним поступает растущий объем недорогих природных и минеральных ресурсов из нашей страны. Конкуренты в Европе и США вынуждены покупать их дороже, что будет влиять на цену продукции и повышать конкурентоспособность китайских товаров на мировом рынке.
Кроме того, сейчас США отвлечены на Украину и меньше реагируют на события в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Однако в Китае опасаются, что конфликт вызовет замедление мировой экономики, которое негативно скажется и на ситуации в их стране.
— Как съезд может повлиять на отношения между Россией и Китаем?
— Думаю, ключевые решения уже приняты. Но дело в том, что в преддверии крупных перестановок могли тормозиться важнейшие решения. Время неопределенности, период замены руководства отраслей и компаний завершится, поэтому можно прогнозировать оживление переговоров по экономической тематике.
Также ожидается отмена ковидных ограничений, которые негативно сказывались на сотрудничестве, затрудняли бизнес-путешествия и встречи между предпринимателями и госчиновниками.
Запрета на поездки сейчас нет, но после прилета требуется пройти двухнедельный карантин, а из-за частой отмены рейсов выросла цена билетов. Наконец, локдауны срывают планы и проекты, тормозится логистика. Важно, чтобы страна открылась и пошли путешествия, восстанавливались контакты.