Ирина Архипова: адаптация к нормам ESG-рынков АТР, БРИКС, ЕАЭС произойдет быстро, вместе с перестройкой цепочек поставок

Фото: Высшая школа экономики
Фото: Высшая школа экономики

Экспертиза, исследования, консалтинг, разработка образовательных программ — такие задачи стоят перед созданным в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ ESG-центром. В сентябре 2022 года была запущена новая программа «Управление устойчивым развитием компании» для помощи бизнесу в создании модели управления. Директор ESG-центра, академический руководитель магистратуры «Управление устойчивым развитием компании», профессор практики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Ирина Архипова уверена, что современные геополитические вызовы требуют поиска нестандартных решений. Об этом она рассказала в интервью HSE Daily.

— Какие основные функции и цели у ESG-центра ВШЭ? Насколько актуальна его деятельность сегодня?

— Создание центров управления устойчивым развитием компаний (ESG-центров) — это признанная практика для ведущих международных бизнес-школ. Таким образом, цель создания центра в структуре Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ — это продвижение бренда ВШБ как ответственной и устойчивой бизнес-школы в образовательном сообществе на российском и международном уровне.

Если говорить о задачах нашего центра, я бы определила три основные. Первая задача — проведение экспертно-аналитической работы. Для внедрения в России стандартов управления устойчивым развитием компаний и осуществления ESG-трансформации бизнеса необходима консолидация экспертно-методологической базы, созданной различными подразделениями НИУ ВШЭ. Мы проводим междисциплинарные прикладные исследования, готовим доклады и рекомендации по актуальной повестке устойчивого развития для компаний и государства, включая отраслевые практики устойчивости, а также планируем создавать цифровые платформы устойчивого развития, развивать национальные системы оценки, верификации, сертификации и других ESG-инструментов.

Вторая задача — это разработка образовательных программ по устойчивому развитию для бакалавриата, магистратуры и дополнительного профессионального образования (ДПО). Нам необходимо готовить ответственных бизнес-лидеров нового поколения. Для этого важно, чтобы преподаватели и студенты Высшей школы бизнеса разделяли ценности устойчивого развития и участвовали в международных инициативах по созданию экосреды ответственного и устойчивого бизнеса: UN PRME, ABIS, NBS.

Тема устойчивого развития (ESG), или Ethics, Responsibility, Sustainability, уже сейчас интегрирована во все направления работы Высшей школы бизнеса и соответствует требованиям международных аккредитаций для бизнес-школ (AACSB, EFMD, AMBA).

В сентябре 2022 года мы также запустили новую образовательную программу «Управление устойчивым развитием компании», которая готовит специалистов, владеющих компетенциями практического внедрения принципов устойчивого развития в стратегии и операционную деятельность компаний.

Третья задача — это осуществление консалтинговой деятельности в области ESG для внешних заказчиков. ВШБ уже сотрудничает со многими компаниями, и задача ESG-центра состоит в том, чтобы помочь бизнесу создать модели управления для соответствия ESG-стандартам, а также подготовиться к требованиям раскрытия информации, связанной с климатом, здоровьем и безопасностью работников, равенства, инклюзивности и других ESG-факторов, определяющих устойчивость бизнеса в долгосрочной перспективе в соответствии с мировыми стандартами и тенденциями.

— Насколько сегодня, на ваш взгляд, в мире поддерживаются инициативы, связанные с тем, чтобы продолжать следовать повестке ESG?

— Мы отмечаем сохранение принципиальной актуальности и высокого интереса к повестке и проектам устойчивого развития, несмотря на текущие вызовы и задачи компаний в условиях существенных изменений геополитической, экономической и социальной среды.

Большинство организаций сохраняют долгосрочный горизонт планирования в вопросах устойчивого развития и продолжают реализовывать ключевые проекты в этой сфере. Об этом свидетельствуют результаты проводимых опросов делового, профессионального и экспертного сообщества, представляющего все отрасли экономики РФ.

Вопросы климатической повестки, ресурсосбережения, переработки отходов, охраны окружающей среды, поддержки персонала и взаимодействия с местными сообществами, а также развития содействующей им системы корпоративного управления остаются в числе приоритетных.

Фото: iStock

Действительно, стимулами для развития ESG-практик и получения соответствующих рейтингов отечественными компаниями явились международные требования регуляторов и инвесторов к экспортерам, включая углеродный налог и достижение углеродной нейтральности. Соответствие ESG-критериям — это доступ к зеленому финансированию, выстраиванию долгосрочных отношений с международными партнерами, а уход международных ESG-фондов и ESG-рейтингов с российского рынка временно затруднил доступ к зеленым финансам.

Современные геополитические вызовы требуют поиска нестандартных решений. Нам необходимо обобщить новый опыт компаний в области устойчивого развития в условиях санкционных ограничений, выработать рекомендации по приоритетным задачам тактики и стратегии ESG-трансформации в новой реальности.

— Как будут работать в современных условиях все три направления — E, S, G?

— Давайте попробуем оценить происходящие изменения в области устойчивого развития по всем трем направлениям. Е-факторы — экологическая политика.

Сегодня на фоне происходящих в мире драматических событий существует мнение, что надо прежде всего думать о выживании, адаптации к новым тотальным ограничениям, а не о глобальной климатической повестке и выбросах парниковых газов. Но это впечатление обманчиво. Периоды турбулентности и связанные с ними кризисные явления глубоко, порой смертельно ранят, но быстро (по историческим меркам) проходят. Пройдет и нынешний кризис.

Бизнес не может просто потерять это время и остановиться в своем развитии. Чтобы сохранить форму и конкурентоспособным вернуться на мировые рынки, нужно считывать глобальные тренды и просчитывать связанные с ними риски и возможности, в том числе касающиеся набирающей обороты декарбонизации мировой экономики.

При этом нам нужно иметь собственную стратегию декарбонизации, которая отвечает этим трендам. Напомню, что глобальное потепление в России происходит в 2,5 раза быстрее, чем в среднем по миру, а в Арктике — в 4,5 раза быстрее. А это приводит к многомиллиардным убыткам и возрастанию количества чрезвычайных ситуаций. Удержание потепления в пределах 1,5 °C требует сокращения выбросов всех парниковых газов примерно наполовину к 2030-м годам и достижения нулевых выбросов двуокиси углерода в 2050-х годах.

В то же время на первый план выходят вопросы, связанные с энергоэффективностью, с переходом на ВИЭ, которые на фоне роста стоимости традиционных энергоресурсов (нефти и газа) становятся более доступными и интересными для инвестиций.

В новых реалиях перед российской промышленностью остро встали вопросы технологического переоснащения в условиях сокращения доступа к импортным технологиям, продуктам и комплектующим. Это совпало с необходимостью адаптации производств к ускоряющемуся энергопереходу.

Сейчас мы находимся на этапе изучения нормативной базы ESG тех стран, куда наш бизнес экспортирует свою продукцию, — рынков АТР, БРИКС, ЕАЭС. И переориентация, и адаптация к этим требованиям произойдет очень быстро вместе с перестройкой цепочек поставок.

S-факторы — социальные аспекты. Социальные вопросы в период любого кризиса только обостряются. Возникает необходимость изучения и оценки социально-экономических последствий введенных ограничений. Как никогда необходима поддержка бизнесом наиболее уязвимых слоев населения с привлечением НКО и социальных предпринимателей, а также сотрудников и местных сообществ. Создание и сохранение рабочих мест, вопросы физического и ментального здоровья населения приобретают в условиях кризиса первостепенное значение.

G-факторы — стандарты корпоративного управления. Возрастает необходимость оценки эффективности стандартов корпоративного управления. ESG — это инструмент оценки и самооценки бизнеса на соответствие стандартам во всех аспектах — от экологической, социальной политики до способности оценивать и хеджировать риски, что в условиях кризиса становится обязательным инструментом управления компанией.

Устойчивое развитие и ESG-повестка — это прежде всего прикладные инструменты, чтобы государства и компании достигали новых, практических целей, будь то меньшее количество выбросов, энергоэффективность операционных систем или решение накопленных социальных проблем. В любом случае тема устойчивого развития и ESG-повестка — это прагматичный трек, следование которому приносит вполне конкретные преимущества, а уход с которого влечет осязаемые издержки.

В таком контексте подготовка профессиональных кадров в области устойчивого развития, интеграция ESG во все образовательные программы, вовлечение студентов в проектно-исследовательскую работу ESG-центра становится особенно актуальным.

Дата публикации: 07.11.2022

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: