Исследователи Вышки проанализировали культурный потенциал российских городов с точки зрения ментальных и когнитивных установок населения, применив собственный индекс культурного капитала. Интересно, что первое место ученые присвоили не Москве. В НИУ ВШЭ прошел научный семинар стратегического проекта «Доказательная урбанистика» на тему «Построение модели индексальной оценки развития культурного капитала городов».
В семинаре приняли участие заведующий Лабораторией исследований культуры факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Руслан Хестанов, ведущий эксперт Института статистических исследований и экономики знаний Вышки Виктория Боос, заведующий лабораторией Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Рогозин и другие эксперты.
Руслан Хестанов, выступивший с основным докладом, напомнил, что правительство выпустило два ключевых распоряжения — Стратегию государственной культурной политики на период до 2030 года и Концепцию развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. Эти два документа призваны определить решение задачи «продвижения культуры как стратегического национального приоритета», для чего требуется создать эффективные инструменты анализа культурного потенциала. Одним из таких инструментов, сказал Руслан Хестанов, является индекс развития культурного капитала городов (ИККГ).
Руслан Хестанов рассказал, что комплексные индикаторы для измерения вклада культуры в процессы развития общества разрабатываются на международном уровне с 1970-х годов. А с начала 2000-х фокус общественного внимания смещается в сторону изучения феномена креативности как драйвера социально-экономического развития — от оценки способности городов привлекать креативный класс, вклада культурных и креативных индустрий в экономику страны до культурной и креативной активности сообществ. Но наибольшая активность в сфере разработки индексов креативности приходится на период конца 2000-х — начала 2010-х годов.
«Целью нашего проекта является создание индекса культурного капитала городов, который позволял бы оценивать культурный потенциал городов не столько с точки зрения материальной инфраструктуры, сколько в перспективе ментальных, символических и когнитивных установок и предрасположенностей населения городов», — объяснил Руслан Хестанов. Он рассказал, что за основу ИККГ они с командой взяли «конвенционально одобренное и широко принятое определение французского социолога Пьера Бурдье». Вычисляя ИККГ городов России, исследователи проанализировали следующие присущие этим городам факторы.
Первый фактор — объективированный капитал — включал количество имеющихся в городе объектов культурного наследия, музеев и галерей, библиотек, театров, кинотеатров, книжных магазинов. Второй — воплощенный капитал — учитывал количество вегетарианских кафе, крафтовых баров, мероприятий в сфере культуры, в том числе фестивалей, курсов иностранных языков, студий дизайна, центров повышения квалификации. Третий фактор — институциональный капитал — позволил анализировать данные конкурсов, организованных на гранты, а также число коворкингов, YouTube-каналов, групп во «ВКонтакте». В качестве четвертого фактора исследователи проанализировали так называемый академический класс, выясняя, какова в том или ином городе доля людей с высшим образованием в возрасте от 24 до 65 лет, а также количество кандидатов и докторов наук.
«Уровень развития человеческого капитала прямо коррелирует с насыщенностью и разнообразием досуговых практик как индивидов, так и общества», — отметил Руслан Хестанов. Ученый также напомнил утверждение немецкого социолога и теоретика культуры Андреаса Реквица о том, что если в городе много крафтовых баров, то это говорит о высоком уровне знаточества (направление в искусствоведении) и потребительского гедонизма. «Кажущиеся простыми и стандартными блюда и напитки эстетизируются. И таким образом выделяются, подобно классическому вину, благодаря вариациям происхождения или приготовления и соответствующей сенсибилизации вкуса. Например, кофе с его вариациями зерен, обжарки, способов приготовления. Или пиво (крафтовое пиво), чай, хлеб или шоколад», — рассказал Руслан Хестанов.
Проведя анализ по названным критериям, группа исследователей под руководством Руслана Хестанова ранжировала города согласно полученным ИККГ. Например, Москва оказалась на третьем месте, уступив Санкт-Петербургу и Петрозаводску. Выяснилось также, что наименьший уровень культурного капитала характерен для промышленных городов, что, по словам ученого, не стало сюрпризом. «Мы будем продолжать наше исследование, поскольку только начали фазу визуализации», — сообщил он.
Ведущий эксперт Института статистических исследований и экономики знаний Вышки Виктория Боос в ходе обсуждения исследования высказала мнение, что в дальнейшем имеет смысл расширить критерии оценки городского капитала. «Было бы здорово, если бы в нем нашли отражение, допустим, какие-то планировочные показатели городов, — сказала она. — Или, например, задачи, связанные с городскими морфотипами. Есть такое мнение, что одни морфотипы более склонны притягивать к себе креативные индустрии, а другие морфотипы — в меньшей степени. И ваша команда могла бы поставить себе задачу выяснить, насколько это утверждение валидно».
Заведующий лабораторией Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Рогозин тоже полагает, что в исследование культурного капитала российских городов можно добавить новые акценты: «Хорошо бы выделить другие способы измерения культурного капитала и посмотреть корреляцию культурного капитала, посчитанного с другими показателями». Кроме того, он считает целесообразным в процессе исследования ответить на вопросы, кому нужен индекс ИККГ, как он вписан в национальный проект. «И очень важно было бы посмотреть отклик на исследование самих регионов. Поскольку отклик регионов — это тоже показатель их креативности», — резюмировал Дмитрий Рогозин.
Подробнее узнать о календаре семинаров и стратегических проектах НИУ ВШЭ можно здесь.