Результаты промежуточных выборов в Конгресс США, на которых избираются депутаты палаты представителей, треть Сената, а также часть губернаторов и законодательных собраний штатов, скорее всего, позволят республиканцам получить большинство в нижней палате Конгресса. Такой расклад отражает недовольство американцев правлением президента Джозефа Байдена. О влиянии выборов на внутреннюю и внешнюю политику США HSE Daily рассказал научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Лев Сокольщик.
— Объясните, пожалуйста, что такое промежуточные выборы в Конгресс США и в чем их значение?
— Промежуточные выборы важны, поскольку они проходят в середине срока президентских полномочий и являются индикатором общественно-политических настроений в стране. Это своеобразный тест на одобрение курса администрации. Если более детально, это общенациональные выборы, во время них происходит полное обновление нижней палаты Конгресса США — палаты представителей — из 435 мест, также обновляется треть мест в Сенате (верхняя палата Конгресса).
Кроме того, происходят выборы губернаторов и законодательных собраний штатов и внеплановые выборы на вакантные места в Сенате.
Промежуточные выборы важны институционально, поскольку они формируют законодательные органы власти и отражают расстановку сил между партиями и настроения американских избирателей, их одобрение или порицание политики администрации и партии власти.
— Насколько результаты соответствуют прогнозам?
— По последним данным, которые опубликованы, в палате представителей 211 мест получают республиканцы и 192 — демократы, решающий порог в 218 мест республиканцы официально еще не преодолели. По Сенату итоги также не подведены. В одном из штатов, в Джорджии, будет второй тур. Есть вероятность, что сохранится нынешнее соотношение сил, довольно уникальная ситуация, когда в верхней палате Конгресса голоса разделены поровну, 50 на 50, и решающий голос был за председателем Сената, вице-президентом Камалой Харрис. Напомню, что до этого обе палаты были под контролем демократов. Теперь республиканцы, скорее всего, получат большинство в палате представителей, может, и не такое, как прогнозировали эксперты и СМИ, но тренд пока в пользу республиканцев.
— Какие социальные и экономические процессы повлияли на голосование?
— Это ускорение инфляции, замедление экономики и вероятная рецессия. Экономика, инфляция и налоги, иммиграционная политика, вопросы здравоохранения, образования, соцобеспечения все время находятся в центре внимания в предвыборный период. Хотя демократы стремились разыгрывать внешнеполитическую карту, в том числе украинскую, которая достаточно сильно резонировала с настроениями избирателей, «хлеб и колбаса в холодильнике» почти всегда имеют первостепенное значение в американской политике по сравнению с международными темами.
Фото: iStock
— Можно ли говорить об усилении или, напротив, сглаживании раскола между «демократическими» и «республиканскими» штатами?
— Выборы — это индикатор общественных настроений. Можно точно сказать, что раскол в обществе не преодолен и для этого нет объективных обстоятельств, в последние годы продолжается социально-экономическая поляризация. Показательна в том числе динамика среднего класса: он деградирует, происходит эрозия его нижних слоев. Нижние страты среднего класса пополняют сегмент бедных.
Дональд Трамп победил в 2016 году на настроениях гнева пострадавших от глобализации социальных слоев населения США. Сейчас эти настроения могли усилиться на фоне роста инфляции. Нельзя сказать, что экономика в полноценном кризисе, но перспективы нерадужные.
В социокультурном плане внедрение прогрессивных ценностей демократическими администрациями и законодателями негативно восприняли консервативно настроенные американцы. В США наметился раскол и по географическому признаку. Либеральная общественность проживает в крупных городах, мегаполисах и на атлантическом и тихоокеанском побережье. Америка центральных и южных штатов более склонна верить в традиционные ценности. Более того, политические силы пытаются играть на этих различиях, заручиться поддержкой наиболее последовательных своих сторонников, что усугубляет раскол в обществе.
— Как результаты голосования повлияют на внутреннюю и внешнюю политику США в ближайшие годы?
— Если республиканцы смогут завладеть инициативой, вероятна попытка объявления импичмента президенту Джозефу Байдену по обвинениям в злоупотреблениях из-за деятельности его сына Хантера, который вел дела в том числе и на Украине. Нынешней администрации будет сложнее вести внешнюю политику, поскольку Конгресс может блокировать инициативы Белого дома и будет пытаться добиться преимуществ для себя при голосовании по наиболее важным инициативам.
Фото: Wkimedia Commons
— Как это может повлиять на будущие президентские выборы?
— Есть популярное мнение, что промежуточные выборы — это смотр сил двух партий перед президентской кампанией. Если говорить о перспективах на 2024 год, республиканцы продемонстрировали, что у них есть шансы победить демократического кандидата. Хотя на фоне проблем в экономике многие ожидали намного более серьезного успеха республиканской партии. Что касается Дональда Трампа, он может выдвинуть кандидатуру, но, чтобы заручиться поддержкой партии, он должен пройти «чистилище» предварительного партийного голосования: кокусов и праймериз. Если он сможет отодвинуть других претендентов, опираясь на свой политический вес как бывший президент, то сможет выдвинуться повторно. Однако к нему есть ряд вопросов вследствие его скандального имиджа. У республиканцев есть и другие кандидаты, заявившие о себе в период выборов. Например, яркий правый политик Рон Десантис, который вполне способен стать альтернативой Трампу. Но итоги президентских выборов будут зависеть во многом от эффективности действий нынешней администрации в решении экономических проблем, в том числе инфляции.
— Скажутся ли результаты выборов на отношениях между Россией и США и позиции Вашингтона по российско-украинскому конфликту?
— Надеяться, что расклад промежуточных выборов сможет изменить системную конфронтацию между нашими странами, не стоит. Да, наверное, республиканцы могут поставить вопрос о снижении поддержки Украины. Многие их кандидаты говорили, что следует более тщательно следить за поддержкой, поскольку это деньги избирателей. Однако это тактические поправки в части уровня поддержки, а стратегически серьезных изменений российско-американских отношений не будет, в американском обществе и элите сформировался консенсус о необходимости сдерживания России и Китая.
— Поменяется ли линия США на конфронтацию с Китаем?
— Американские элиты, республиканцы и демократы, солидарны в необходимости сдерживать Китай. Напомню, что обострение торговых отношений началось при Трампе.
Мы сейчас заканчиваем большой доклад, подготовленный совместно с Российским советом по международным делам, — «Перспективы внешней политики США в отношении Китая: выводы для России».
Эти выводы в общих чертах таковы: для США Китай является геополитическим противником в ключевых сферах, это совершенно четко и ясно обозначено, в том числе в доктринальных документах. Соперничество будет развиваться в ключевых регионах мира, таких как Арктика, АТР, Африка, Европа и др. Вне зависимости от исхода нынешней кампании и президентских выборов 2024 года, линия на стратегическое соперничество и наращивание конфронтации с Китаем не изменится из-за влияния системных факторов международных отношений, глобальной экономики и политики. Американцы понимают, что Китай стал серьезным конкурентом в экономике, технологиях, ВПК и вооружениях. Если брать последние две сферы, то через 10 лет Китай может нарастить свои ядерные вооружения до 1000 единиц, причем на разных носителях, и, вероятно, он сравняется по ядерному потенциалу с США и Россией. Кроме того, Китай, в отличие от США, сохраняет хорошие темпы роста экономики, поэтому курс Вашингтона на сдерживание Пекина продолжится.