Что лежит в основе формирования эффективных креативных сообществ города? Как применить стратегию трансмедийного продвижения для музыкальных фестивалей? Влияет ли брендинг на развитие малых инновационных предприятий? На эти и другие вопросы ответили участники II Международного форума молодых исследователей креативной экономики, прошедшего в рамках международной научной конференции «Креативная экономика: ключевые тренды развития и государственная политика».
Студенты, аспиранты и молодые ученые из разных городов России представили собственные проекты и результаты исследований креативных отраслей — от музыки и кинематографа до создания дизайн-студии. Общей темой форума были выявление и обсуждение ключевых трендов развития креативной экономики и креативных индустрий, а также оценка, измерение и прогнозирование их развития.
Городские сообщества в креативной экономике
Евгения Миронова и Александра Бальчугова из Лаборатории мышления, коммуникации и смыслов Западно-Сибирского НОЦ посвятили свой доклад «Городские креативные пространства и сообщества» изучению связи городского пространства с формированием креативных сообществ. Первостепенной задачей исследования было концептуализировать само понятие креативного сообщества: оно, по словам авторов работы, «должно разделять общие ценности», а на его формирование влияет множество различных факторов, в числе которых образование, медиа, инфраструктура и экспертные события, которые в конечном итоге влияют на консолидацию повестки. Основными критериями такого сообщества являются общая миссия, идентичность и способность к солидарности, точечная коммуникация и наличие традиций.
Исследование проводилось методами онлайн-опросов и глубинных интервью, а из шести гипотез в итоге подтвердилось только четыре. Одна из них — о том, что «эффективная работа креативного сообщества зависит от распределенного лидерства в его ядре». При этом было опровергнуто предположение о первостепенной важности инфраструктуры для формирования таких сообществ.
Распределенное лидерство — стиль руководства, при котором руководители организации делегируют лидерские функции другим членам команды, предоставляя им необходимые для этого полномочия.
«В результате проведенного исследования у нас получилось сформулировать технологию организации креативного сообщества», — рассказала Евгения Миронова, подводя итоги. Практическим же результатом стало создание интерактивной карты креативных пространств Тюмени, которая позволяет делать выводы о развитости и распространенности тех или иных креативных кластеров в городе. В частности, соотнеся городскую политику с данными карты, автор исследования отметила, что «большую ставку власти города делают на архитектуру, а креативных архитектурных пространств для этого недостаточно».
Тренды в музыкальной индустрии
Старший преподаватель и аспирант факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ Евгения Евпак представила исследование «Цифровизация креативных индустрий в критическом осмыслении композиторов и саунд-артистов: на пути к функциональной трансформации профессии».
Прежде всего она обратила внимание на то, что только летом 2022 года Минкультуры разработало и внесло в Минтруд проект Профессионального стандарта композиторов. Таким образом, после получения композиторами правового статуса представители отрасли впервые смогут рассчитывать на трудоустройство по специальности. «Теперь это все будет закреплено, скорее всего, в кодах экономической деятельности — у композиторов добавляется бумажной работы», — отметила она.
Весь период до этого решения Минкультуры из-за отсутствия возможности официальной регистрации в профессии композитора «происходила безработица, ввиду чего она начала трансформироваться под влиянием обстоятельств». Евгения Евпак отмечает: «Чтобы существовать в своей нише и быть востребованными, композиторам пришлось в принципе пересмотреть свои основные функции». Так, одна из гипотез исследования описывала трансформацию профессии композитора и уход в соседние профессиональные ниши под влиянием технологических скачков и реструктуризации экосистемы музыкальной индустрии в России на фоне геополитических событий.
В ходе исследования «большое число композиторов подтвердили, что цифровые сервисы в основном не помогают» им в профессии, рассказала Евгения Евпак. Среди проблем и трендов, выделенных исследователями, были, например, технологический скачок и сопутствующие ему проблемы, связанные в основном с ограничением лицензирования и купли-продажи техники в России на фоне внешнего санкционного давления.
Рассказать историю и продвинуть фестиваль
В ходе выступления на тему «Теоретические и практические подходы к трансмедийному продвижению фестивального музыкального проекта в digital-среде» студентка НИУ ВШЭ Анастасия Усик сообщила о последних трендах фестивальной индустрии.
После пандемии интерес к таким мероприятия начал расти с новой силой. Музыкальные фестивали — это не только возможность насладиться любимой музыкой и хорошей компанией, но и важный стратегический компонент продвижения артиста или новой бизнес-идеи.
Фестиваль Telling Stories, фото: Высшая школа экономики
Для достижения поставленной цели исследования — разработать стратегию трансмедийного продвижения музыкального фестиваля в России — Анастасия проанализировала существующие маркетинговые инструменты в данной сфере и пришла к выводу, что основной проблемой в продвижении музыкальных проектов является фокус кампании на призывах к продажам без содержательной части и рассказа о миссии фестиваля. Разрабатывая собственную стратегию, автор исследования включила в нее элементы сторителлинга на всех этапах медийного продвижения.
Так, в продвижении фестиваля планируется использовать несколько медиаплатформ: «ВКонтакте», YouTube, Telegram, Dzen, а также собственный веб-сайт фестиваля. Контент на площадках будет разнообразен: в ВК-паблике — новости фестиваля и коммуникация с аудиторией, в Telegram продюсеры поделятся секретами подготовки, а на YouTube-канале главный герой Федя, 7-летний мальчик, будет проводить интервью с хедлайнерами фестиваля.
Сторителлинг — (англ. storytelling — «рассказывание историй») — это прием, который помогает донести информацию через рассказ или историю. Используется в рекламе, социальных сетях, в личных и корпоративных блогах.
Культурный код и уникальный бренд
О практиках государственного управления развитием креативных индустрий в российских регионах рассказала студентка РАНХиГС Юлия Шевелёва.
По ее мнению, исследовать креативные индустрии в российских субъектах особенно важно, потому что благодаря их развитию актуализируется культурный код региона и выстраивается особый уникальный бренд.
Универсального ответа на вопрос о том, кто должен управлять креативными индустриями в регионах, пока не существует: где-то за культурную экономику отвечает региональное министерство культуры или министерство экономики (Краснодарский край, Ставропольский край), где-то вопрос регулирует отдельная рабочая группа при главе субъекта (Москва, Нижегородская область), а где-то и вовсе ответственность лежит на общественных объединениях и бизнес-ассоциациях, например на организации «ОПОРА России».
Акция «Ночь музеев» в Нижнем Новгороде, фото: kudann.ru
Исследование показало, что менее 50% субъектов РФ обозначают свою стратегическую заинтересованность в развитии креативных индустрий и при этом склонны к закреплению повестки креативных индустрий за одним ведомством, в то время как она носит межведомственный характер. Регионы находятся в поисках институтов управления развитием креативных индустрий, не решаясь перейти от ведомственности к экосистемности, способной учесть укоренившиеся социальные диспозиции, эффективно вовлечь и сориентировать местные инициативы на экономический сектор, что, в свою очередь, тормозит развитие креативной экономики.
Анастасия Пашуто, студентка НИУ ВШЭ, рассказала о том, как развитие бренда влияет на экономическую эффективность и конкурентоспособность малых инновационных предприятий.
Брендинг помогает предприятию выделиться среди конкурентов, укрепить доверие к компании, придать бизнесу индивидуальности. Важными составляющими бренда являются продуманный дизайн-код, яркая идея и наличие уникальных ценностей.
Она привела несколько примеров для подтверждения важности силы бренда. По ее мнению, инновации позволяют отстроиться от конкурентов и привлечь внимание к компании, но только при условии визуальной привлекательности и правильной работы над брендингом компании.
«Бренд позволяет малым предприятиям искать новые возможности для привычных решений, находить новую целевую аудиторию. Только в этом случае инновационное предпринимательство может найти свою ценность и достичь экономического успеха», — уверена Анастасия Пашуто.