Современная школа не развивает таланты. Нужно выстроить систему коммуникации с родителями для выявления одаренных детей, обеспечить педагогов специальными программами повышения квалификации, полагают одни эксперты; на школу вообще не надо делать ставку в формировании пространства для развития способностей, уверены другие. Дискуссия развернулась на семинаре «Может ли школа развивать способности и таланты детей?», проведенном Центром общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ.
В ходе семинара было представлено исследование Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского по этой теме. Ведущий эксперт центра Татьяна Мерцалова назвала работу уникальной. Внимание к проблеме, в том числе со стороны государства, есть. Но исследование с акцентом на возможности школы выполнено впервые, отметила она.
Белых пятен в этой тематике много, «и начинаются эти белые пятна с самого понятия “одаренность”». «Большинство исследователей склоняются к трактовке, что это некий внутренний потенциал, который позволяет при благоприятном стечении условий и при определенных усилиях самой личности достичь каких-то неординарных, высоких результатов», — рассказала Татьяна Мерцалова. Есть и другая трактовка, по которой одаренность — «это уже проявленный, реализованный потенциал».
То есть одаренными считаются люди, которые уже проявили свои неординарные способности, добились каких-то выходящих за рамки нормы результатов. Василий Сухомлинский, известный советский педагог, говорил, что все дети одарены и обладают творческим потенциалом к развитию своих способностей. Именно школа как самый массовый образовательный институт в идеальной модели, по убеждению Татьяны Мерцаловой, может и должна максимально уделить внимание и создать условия для развития и поддержки одаренности самых разных детей. Между тем «международные исследования, отраженные в докладах ЮНЕСКО, фиксируют, что большинство школ мира не способны обеспечить и не обеспечивают работу с одаренными обучающимися».
Исследование центра основывалось на материалах социологического опроса Мониторинга экономики образования 2020/21 учебного года, который проводит Высшая школа экономики. Было проанализировано почти 9500 анкет родителей и 8500 анкет учителей.
О результатах исследования и выводах, к которым пришли ученые, рассказал стажер-исследователь Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Константин Анчиков.
По мере взросления школьника растут запросы семей на создание условий для выявления и развития его способностей. Также растет и их неудовлетворенность существующими возможностями школ.
«Большинство школ заметно уступает внешкольному сектору в возможности удовлетворить запрос семей на развитие талантов детей, особенно в части разнообразия и качества программ дополнительного образования. В школах не обеспечиваются равные возможности для раскрытия и развития талантов детей из разных групп семей, проживающих на территориях разного типа», — подчеркнул Константин Анчиков.
Кроме того, родители имеют мало информации о возможностях выявления и развития талантов, а система стимулирования работы учителя с мотивированными и талантливыми детьми несовершенна. Притом что учителя получают дополнительные выплаты чаще всего именно за дополнительные занятия с одаренными детьми, объем этих занятий незначителен, эффективность мала, а процедуры отбора учеников непрозрачны.
«Обеспечить успех каждого ребенка можно при создании условий для раскрытия и развития талантов именно в массовой школе, прежде всего за счет индивидуализации обучения по основной программе и расширения возможностей дополнительного образования», — убежден Константин Анчиков. Он рассказал о важных, по мнению исследователей, направлениях работы с одаренными детьми. Во-первых, должны развиваться системы коммуникаций с родителями для обсуждения возможностей выявления и поддержки талантов в школе. Во-вторых, необходимо увеличивать охват педагогов специальными программами повышения квалификации. В-третьих, надо повышать мобильность сельских школьников для участия в конкурсах и соревнованиях регионального и федерального уровней.
В мировой науке давно сложился консенсус: одаренность понимается как совокупность трех составляющих, рассказал ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Алексей Обухов. Это задатки и предпосылки, это условия, которые дают эти задатки проявить, наконец, это внутренний ресурс, который позволяет развивать то, что связано с устойчивой позицией личности, внутренней мотивацией, интересом.
«В этом контексте мы говорим про развитие одаренности в рамках образования, это происходит благодаря или вопреки условиям школы, — полагает он. — Ведь школа институционально задана как социализирующая, а не индивидуализирующая. И искать школу как пространство для развития одаренности — это тупиковый путь. Другое дело — сочетание основного и дополнительного образования».
В том, что в системе образования России должно быть несколько вариативных треков, рассчитанных на разные категории детей, уверен директор Университетской гимназии МГУ им. М.В. Ломоносова кандидат психологических наук Александр Леонтович: «Мы принимаем на обучение детей, которые уже имеют некоторые результаты. Вопрос в том, как массовой школе заниматься с одаренными детьми?» По его мнению, надо создать систему диагностики, которая была бы доступна массовому учителю. Это в итоге пригодится для того, чтобы понять, кто из ребят действительно обладает повышенными возможностями, как эти возможности «зацепить» и какой сценарий развития можно предложить.
«Такой задачи перед современной школой не ставится, а ставятся предметные результаты — ЕГЭ и тому подобное, — говорит Александр Леонтович. — Если мы поставим перед школой задачу развития дополнительного образования, развития возможностей и дадим инструмент диагностики результативности этой образовательной работы, то школа сможет предложить для развития одаренности ничуть не меньше, чем центры дополнительного образования».