Проректор НИУ ВШЭ Иван Простаков рассказал изданию NEWS.ru о том, как выстраивался формат XXII Апрельской международной научной конференции, как на него повлиял коронавирус и как к России относятся ученые и эксперты из разных стран.
Каким видится сейчас формат Апрельской конференции и какие изменения его ожидают?
Формат Апрельской международной научной конференции ВШЭ выстроился за более чем 20 лет её истории. Двадцатая конференция прошла в 2019 году и традиционно предполагала основную академическую часть, состоящую из секционных заседаний (обычно их около 150–170) и ассоциированных мероприятий — своего рода мини-конференций или семинаров, тематика, которых несколько выходит за рамки основной программы. Другая часть Апрельской конференции — это пленарные заседания: обсуждение экспертных докладов, которые готовит ВШЭ (их могло быть 10–20), по актуальной повестке социально-экономической политики. В этих пленарных заседаниях, как правило, участвовали и представители бизнеса, и члены правительства, министры, вице-премьеры, ведущие российские и зарубежные учёные.
Всё изменилось в 2020 году. В марте началась пандемия, локдаун, и остро встал вопрос — всё-таки проводить или вообще не проводить Апрельскую конференцию. ВШЭ решила сохранить её, несмотря на пандемию, и провести полностью в онлайн-формате. Времени на переформатирование у нас практически не было, всего две недели, опыта также почти никакого. В тот момент мы только начинали пользоваться всеми платформами по проведению онлайн совещаний, мероприятий, занятий.
Когда мы объявили, что у нас конференция 2020 года пройдёт онлайн, многие отказались от участия, потому что это было непривычно, сохранялась надежда на то, что через несколько месяцев пандемия исчезнет и можно будет вернуться к привычному формату, который предполагает живое общение. Ведь очень многое зависит не только от формальной части, выступления и дискуссий, но и от общения в кулуарах, новых контактов.
Конференция-2021 вновь проходит в онлайн-режиме, но самое главное — это то, что мы вернулись к её доковидным масштабам.
Если в следующем году не будет ковидных ограничений, то сдвиг с формата онлайн к оффлайн может сохраниться?
Я думаю, да. Безусловно, настоящая конференция с присутствием участников необычайно важна. Только аудиторное общение и дискуссии в кулуарах могут зачастую поставить новые вопросы, найти новые решения, установить новые контакты. Это чрезвычайно важно, и этого очень не хватает, что признают абсолютно все участники Апрельской конференции. Но последний год дал нам новые инструменты и понимание того, как лучшим образом их использовать. Зачастую студийная форма с трансляцией может быть применена и в дальнейшем, при том, что у нас параллельно будут проходить какие-то заседания в аудитории.
Что интересно, онлайн-формат позволяет нам расширить круг и слушателей, и участников, и докладчиков. Многие наши нынешние участники из-за рубежа уже привыкли к онлайн-формату, им это зачастую удобнее, легче планировать график, они становятся более доступными, и я думаю, что эти инструменты сохранятся.