Антироссийские санкции существенно затруднили научное взаимодействие. Российским ученым и научным учреждениям потребуется гибкость в поддержании связей с традиционными партнерами и налаживании новых контактов со странами глобального Юга и Востока. НИУ ВШЭ и Российский совет по международным делам (РСМД) провели совместный экспертный семинар «Вопросы продвижения российской науки на международные рынки».
Открывая семинар, проректор ВШЭ Виктория Панова отметила, что санкции обострили проблему продвижения отечественной науки. Ученым нужно быть на фронтире исследований, несмотря на возникающие препятствия. Важно совмещать модели научного обмена, обеспечивать конвергенцию знаний и технологий. «У нас есть области науки, где мы являемся абсолютными лидерами. Такие направления можно позиционировать на русском языке. Есть программы, которые могут развиваться на английском языке. Но важно везде включать в профиль научных и образовательных программ погружение в российскую действительность. Мы должны использовать все инструменты, чтобы продвигать себя», — полагает она.
Виктория Панова, фото: Высшая школа экономики
Программный директор РСМД Иван Тимофеев напомнил, что идея экспорта отечественных науки и образования была выдвинута в 2011–2012 годах и что уже тогда было важно сочетать русскоязычные и англоязычные программы для капитализации российских достижений и заимствования передовых зарубежных практик. За прошедшие годы ведущие университеты, в том числе и ВШЭ, сумели добиться значительных успехов в этой сфере.
С февраля 2022 года проблемы взаимодействия с мировой научной средой усилились, в том числе возникли сложности с перечислением средств за обучение иностранных студентов в России и российских — за рубежом. Тем не менее важно поддерживать коммуникации с иностранными коллегами, наблюдать за процессами, происходящими в зарубежной науке, сохранять элементы сотрудничества, способствующие росту и повышению качества отечественных исследований. Не следует политизировать преподавание курсов на иностранных языках, в том числе на английском, необходимо сохранять имеющиеся языковые компетенции и одновременно развивать изучение китайского языка и языков других дружественных стран.
Иван Тимофеев, фото: Высшая школа экономики
Также, по мнению Ивана Тимофеева, следует перейти от подхода к экспорту образования и науки как к коммерческому проекту к развитию мягкой силы, воспитанию когорты зарубежных выпускников, которые, вернувшись домой, будут настроены на продолжение и развитие связей с нашей страной.
Эксперты, участвовавшие в семинаре, отметили, что Россия занимает сейчас 6-е место в мире по численности занятых в науке, 5-е место — по расходам государства на научные исследования, однако показатели результативности работы существенно хуже — 14-е место, а по развитию технологий и инноваций наша страна занимает лишь 47-е место из 120 стран. Причинами низкой результативности названы структура экономики, неблагоприятный предпринимательский и инновационный климат и проблемы внутри самой науки — разрыв между исследованиями и реальным сектором экономики, инерция в тематике работ.
Несмотря на рост бюджетных ассигнований на науку, их доля в ВВП не превышает 1%, что существенно ниже, чем в большинстве развитых стран и лидерах развивающегося мира. В среднем на одного исследователя в России выделяется втрое меньше средств, чем в США и Германии. Такие отличия объясняются низким (не более трети общего объема) уровнем вложений российского бизнеса в науку, тогда как в странах — лидерах науки они превышают 2/3.
Другой проблемой является сокращение числа занятых, особенно значительно оно в когорте до 29 лет: мизерная доля выпускников вузов после их окончания идет в науку, а аспирантура не обеспечивает воспроизводства кадров.
После начала конфликта на Украине развитие исследований усложнилось из-за затруднения доступа к международной научной информации и сокращения сотрудничества в целом. Обострилась и проблема оттока кадров. По данным опроса нескольких сотен руководителей вузов и научных организаций, они опасаются ухудшения доступа к международным базам данных, затруднений в участии в конференциях и получении современного оборудования и реактивов.
Для развития отечественной науки следует налаживать связи с дружественными странами и сохранять личные неформальные контакты с учеными из недружественных государств, продолжать совместные проекты. Также важно включить в список продукции для параллельного импорта оборудование и комплектующие для научных исследований, совершенствовать процедуры экспертизы научных проектов.
Эксперты обратили внимание на то, что развитие фундаментальной науки во многом зависит от международных контактов, которые в постсоветский период активно развивались в России. Подавляющее большинство статей в авторитетных международных научных журналах отечественные ученые написали в соавторстве с зарубежными коллегами. Подобные тенденции характерны не только для России, а ведущие научные журналы — это международные издания, без участия в которых развитие науки в нашей стране может замедлиться. Большинство соавторов совместных статей — ученые из США и Германии, а также Великобритании, Франции и Китая. Важно понимать, что в новых условиях сотрудничество с Россией для новых партнеров, например Индии и Китая, менее значимо, чем для наших ученых. В частности, доля статей, написанных китайскими учеными в сотрудничестве с российскими, — всего 0,4% от общего объема совместных публикаций исследователей КНР. При этом в научных учреждениях и вузах Сибири и Дальнего Востока чаще участвуют в совместных публикациях с китайскими коллегами.
Фото: Высшая школа экономики
Ученые подчеркнули необходимость продолжения связей с научной диаспорой: за рубежом работают многие ведущие исследователи, их работы востребованы в России и в мире, они вносят большой вклад в продвижение отечественной науки. Не следует также политизировать деятельность ученых за рубежом и требовать их возвращения в Россию.
По мнению экспертов, стоит обратить внимание на резко увеличившуюся в последние годы публикационную активность ученых Мексики и Аргентины, ее экспоненциальный рост в Индонезии и Вьетнаме. При этом Мексика занимает по отдельным научным позициям места в первой двадцатке, а, например, работы иранских ученых по физике и биологическим наукам входят в топ-10.
Зарубежные исследователи заинтересованы в совместных работах с российскими коллегами по физике и техническим наукам, Китай продвинулся в изучении инженерных и компьютерных дисциплин, Бразилия — в медицине, в Индии отмечается более равномерная динамика. «Научно-техническое сотрудничество стран BRICS+ растет, но есть огромные резервы, очень большое пространство для взаимодействия», — отмечают эксперты.
При продвижении науки невозможно использовать стандартные маркетинговые инструменты, связать цели продвижения науки и веб-показатели достаточно сложно. По данным ВШЭ, на портал университета в IV квартале 2022 года ежедневно заходили около 160 000 пользователей, посещаемость по сравнению с 2021 годом существенно выросла. Большинство посетителей — россияне, жители стран СНГ, США и Европы. Доля зарубежных посетителей за последние годы выросла более чем в 1,5 раза.
На портале ВШЭ есть специальный раздел «Наука», где рассказывается о работах ученых университета. Важную роль играет и база данных работ исследователей ВШЭ, где находится 143 000 публикаций, ведется их регулярный мониторинг. На портале есть открытая платформа университетских журналов, снабженная метаданными, видимыми системой Google Scholar, что облегчает доступ к сайту, повышает заметность университета в мировом научном пространстве.
Важным элементом продвижения являются также персональные страницы сотрудников ВШЭ, где содержится информация об их научных интересах, образовании, сведения о публикациях. Они стали эффективным инструментом научной коммуникации.
Научком ВШЭ стремится простым языком рассказывать о достижениях науки неакадемической аудитории, передавать ей знания. Это позволяет Вышке выстраивать бренд для потенциальных сотрудников, абитуриентов и конкурентов, формировать позитивную повестку и одновременно выполнять просветительскую миссию.
Занятые в сфере научных коммуникаций сотрудники пишут заметки, снимают ролики и записывают подкасты, пользуясь наукометрическими данными о ценности работ отдельных ученых и коллективов.
В семинаре приняли участие эксперты НИУ ВШЭ, РСМД, Сколковского института науки и технологий, ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, Российского научного фонда, консалтингового агентства «Университеты и маркетинг» и Сибирского отделения РАН.
Дискуссию модерировали заместитель проректора НИУ ВШЭ Анна Барсукова и заместитель программного директора РСМД Елена Карпинская.