Богатое историко-культурное наследие, природные достопримечательности и возможность восстановить здоровье привлекают отдыхающих во многие российские города. А туристический поток создает дополнительные возможности и стимулы для социально-экономического развития ряда регионов нашей страны. Важно умело использовать эти преимущества и одновременно сохранять привлекательность городских пространств для постоянно живущих там горожан. Об этом говорили участники сессии «Культура и городское пространство» на форуме им. А.А. Высоковского «Доказательная урбанистика: новые вызовы». Форум был организован факультетом городского и регионального развития ВШЭ.
Старший преподаватель кафедры экономической социологии ВШЭ Максим Маркин и доцент кафедры Евгения Надеждина рассказали о том, как планируется преображать Балаклаву. Свой доклад они назвали «Развитие туризма и сохранение “своего” города: восприятие изменений жителями Балаклавы».
Балаклава — это район Севастополя, но для местных жителей — отдельный город, обособленный большим незастроенным пространством. Она долгие годы была небольшим курортным местечком. Перед Первой мировой войной и в советские годы ее милитаризовали: в закрытой бухте расположили базу ремонта подводных лодок, а в городе — флотские учебные центры. К 1960-м годам она стала закрытым военным городком. С конца 1980-х годов и особенно после распада СССР началось возвращение отдыхающих. Сначала это происходило стихийно, местные жители начали работать на туристов, открывались кафе и гостиницы. Затем к процессу подключилось государство, в конце 2010-х годов было объявлено о реконструкции города и набережной, создании марины.
Предстоящая реконструкция набережной волнует прежде всего тех, кто занят в турбизнесе, остальные относятся к ней скорее индифферентно, свидетельствуют данные опроса жителей, который был проведен в ходе экспедиции, организованной при поддержке программы «Фонд образовательных инноваций» НИУ ВШЭ в сентябре — октябре 2021 года. Евгения Надеждина отметила, что в вытянутом вдоль бухты городе нет традиционного центра, а набережная, где местные жители любили собираться и общаться, значительную часть года занята туристами. Многие местные жители жалуются, что в туристический сезон сложно ловить рыбу, а цены в кафе на набережной для них чрезмерно высоки. В результате бухта и набережная перестали быть местом коммуникации местных жителей, теперь это объект ностальгии старшего поколения, добавил Максим Маркин.
По его мнению, реставрация историко-культурных объектов могла бы стать основой поддержания городской идентичности при росте турпотока. Так, говорит Евгения Надеждина, улучшить среду для жителей Балаклавы можно, отреставрировав руинированный кинотеатр «Родина». Именно он для местных является связующим звеном между прошлым и настоящим.
Евгения Надеждина рассказала также о маятниковой миграции между Балаклавой и Севастополем: местные жители ездят в большой город работать и проводить досуг, а севастопольцы считают Балаклаву местом для тихого отдыха.
Модератор сессии, директор Института исследований культуры ФГРР ВШЭ Виталий Куренной, отметил: нынешние горожане, появившиеся в городе после выселения коренного населения Крыма в 1944 году, имеют специфическую идентичность обитателей закрытого городка. Многие тесно связаны с турбизнесом, для них туристы являются ключевым источником доходов. В то же время, заметил Максим Маркин, участие горожан в турбизнесе не решает все задачи обеспечения рабочими местами жителей, не встроившихся в экономику услуг.
Руководитель Агентства городских исследований Дмитрий Пименов представил доклад «Проект ревитализации морского речного вокзала в Архангельске». Это здание, связавшее морское и речное сообщение, построено в 1972 году, именно оно изображено на 500-рублевой купюре. Вокзал выполнял не только транспортные функции. В его залах проводились джазовые концерты и другие культурные мероприятия, но в 1990-е годы вокзал из-за сокращения числа рейсов пришел в упадок, там устроили рынок, который затем перенесли на другую площадь. Но и пассажирские перевозки переместились в другой порт, на севере города.
Архангельский морской порт, фото: trekkingmania.ru
Сейчас морской речной вокзал выглядит запущенным и требует реконструкции как один из символов Архангельска. Это отличное место в качестве смотровой площадки, рядом с ним много учреждений культуры и общественного назначения. Дмитрий Пименов сообщил, что сейчас разрабатывается концепция преобразования здания в пространство, где будут совмещены Морской музей, залы для временных выставок, торговые помещения, кофейня. Есть также идея создания культурного креативного кластера, где будут сочетаться площади для выставок современных художников, залы и студии для кинорежиссеров и саунд-дизайна. Авторы этой идеи использовали проекты московского «Флакона» и тульского кластера «Октава». Таким образом, полагает Дмитрий Пименов, креативные индустрии города буду сосредоточены в одном месте.
Виталий Куренной считает, что для возрождения морского речного вокзала важно возвращение ему первоначальной транспортной функции. Дмитрий Пименов пояснил, что Северное морское пароходство хотело бы получить здание, но, по его оценкам, больше перспектив имеет размещение там музея.
Студентки третьего курса бакалавриата ФГРР ВШЭ Ольга Кучина, Екатерина Леттиева, Софья Торосян и Анастасия Чулкова представили доклад «Успешное преобразование городской среды: кейс Рыбинска». Авторы начали работу с изучения официальных документов и других источников, провели медиаанализ упоминаний о городе, встретились с местными экспертами и сотрудниками органов госвласти. Они отметили, что многие города участвуют в программе создания комфортной среды, но в значительной их части реализация ограничивается точечными изменениями в результате преобразований «сверху».
Успех Рыбинска авторы исследования объясняют сочетанием официальной программы и местной инициативы. Так, с идеей переделать вывески и реконструировать фасады старых домов в центре в соответствии с временем их постройки выступил местный художник и предприниматель Дмитрий Кузнецов. И в 2016 году началась реконструкция главной площади Рыбинска — Красной. В 2018-м после консультаций с предпринимателями — владельцами и арендаторами зданий в центре приступили к стилизации вывесок, восстановлению колористики домов, воссозданию брусчатки на центральных улицах, а в 2020–2021 годах со стилизацией согласились и крупные сетевые магазины. Все это, говорит Ольга Кучина, изменило облик города, привлекло туристов. Пока радикально изменился центр города, где создана комфортная среда для пеших прогулок и досуга, вне центра застройка более изношена.
Рыбинск, фото: iStock
Анастасия Чулкова уточнила, что эффект был достигнут благодаря сотрудничеству группы городских активистов, в которую включился ряд местных ассоциаций, с администрацией. По этой причине преобразования шли не по схеме «сверху вниз», а с учетом мнения горожан, с которыми выстраивался диалог. Городские власти субсидировали расходы местных предпринимателей на смену вывесок. Они считают преобразования города частью его комплексного развития.
Возвращение исторического облика центра привело к росту предпринимательской активности, увеличению турпотока и числа мест в объектах размещения, развитию городской культуры. Отчасти изменилось и позиционирование города: Рыбинск воспринимается теперь не только как промышленный центр, но и как город, привлекательный для путешественников.
Сомодератор сессии, заместитель директора Института исследований культуры ФГРР ВШЭ Александр Сувалко, подчеркнул важность инициативы снизу в преобразованиях города. По его словам, попытки сменить вывески по опыту Рыбинска без учета особенностей облика в других городах не увенчались заметным успехом.
На сессии также выступили руководитель магистратуры «Концептуальная урбанистика» Тюменского государственного университета Игорь Стась, доцент кафедры сервиса и туризма Мурманского арктического государственного университета Зоя Желнина, научный сотрудник Института прикладных политических исследований ВШЭ Василь Сакаев, доценты кафедры социально-экономической географии Северо-Кавказского федерального университета Илья Супрунчук и Василий Чихичин.
В обсуждении принял участие заведующий Лабораторией исследований культуры ФГРР ВШЭ профессор Руслан Хестанов.