Не ограничиваться принятыми правилами, а создавать собственные миры, максимально совмещать бизнес со своими интересами и при этом хорошо зарабатывать — такие перспективы привлекают новое поколение предпринимателей. Ученые Центра молодежных исследований Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения НИУ ВШЭ представили доклад «Крафтовое предпринимательство как форма проактивного поведения: мотивация, возможности, барьеры и эффекты на уровне личности и локального социального пространства».
Доклад был презентован на семинаре в рамках стратегического проекта «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире».
Современные общества в начале XXI века переживают серьезные социальные трансформации, в том числе глобальную деструктурацию (структурную неустойчивость) и прекаризацию (массовый переход к неорганизованным трудовым отношениям), подчеркнула Яна Крупец, заместитель директора Центра молодежных исследований, доцент департамента социологии Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения НИУ ВШЭ. Это означает, что фиксированный и упорядоченный жизненный курс, определенный институтами современного общества, с четко выделяемыми этапами и агентами поддержки становится гораздо менее устойчивым, менее предсказуемым и стабильным.
В таких условиях среда более, чем когда-либо ранее, начинает требовать от человека проявления самостоятельности в принятии решений и в совершении выбора. Молодежь в данном контексте — особенно интересный объект для изучения, поскольку нестабильность и деструктурация для нынешнего поколения молодых россиян является постоянным и, соответственно, нормализованным условием их социализации и взросления, говорит Яна Крупец. Дело в том, что на их примере можно проследить становление и развитие проактивного поведения как неотъемлемой составляющей жизненной стратегии в условиях, когда необходимо приспосабливаться к меняющимся условиям. И примером наиболее активной части молодежи могут выступать молодые предприниматели, которые не просто вписываются в существующие структуры (например, рынка труда), но пытаются автономизироваться, создавать новые возможности и брать на себя ответственность в выстраивании своего дела и жизненного курса в целом.
Одним из успешных примеров в условиях современных экономик, считает Яна Крупец, выступают молодые крафтовые предприниматели. «Сегодня в крупных городах по всему миру наблюдается интенсивное развитие креативных индустрий, в рамках которых ярко показывает себя крафтовый сектор — пространство ремесленников, коммодифицирующих результаты своего ручного труда, — говорит она. — Это третья волна возрождения ремесла, которая привлекает городскую молодежь в качестве потребителей и предпринимателей-ремесленников, давая возможность проявить самостоятельность и попробовать себя в роли полноценных экономических акторов. Такое предпринимательство оказывается тесно связанным со стилем жизни современной молодежи, а также с развитием навыков самопредпринимательства и проактивности».
В Центре молодежных исследований Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения НИУ ВШЭ в качестве метода изучения предпринимательской активности применили глубинные интервью с предпринимателями Санкт-Петербурга и Казани осенью 2022 года, рассказала Яна Крупец. Информационную базу составили 30 интервью — с 15 мужчинами и 16 женщинами в возрасте 18–35 лет (одно интервью было парным — с партнерами по бизнесу). Из них 11 человек были заняты в крафтовом производстве, 10 оказывали крафтовые услуги (кастомайзинг, обучение и другие), 10 организовали крафтовые пространства (антикафе, крафтовые бары, кофейни, книжные кафе).
По словам другого участника авторского коллектива — аспиранта департамента социологии Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения Елизаветы Балацюк, в ходе интервью стало ясно, что активность для молодых крафтовых предпринимателей в нарративах репрезентируется не как приобретенное, а скорее как врожденное качество, которое проявляется в разных сферах и различных формах. При этом информанты, рассказывая свою биографию, упоминают разные виды физической и культурной активности в своей жизни. Вся эта активность не связана напрямую с их ремеслом, однако позволяет зарядиться вдохновением, которое необходимо для крафтеров.
«Такое двойственное видение предпринимателями собственной активности (как “врожденной” и “всесторонней”) важно учитывать при выработке рекомендаций по ее развитию и укреплению у молодежи, — отмечает Елизавета Балацюк. — Именно развития своего творческого потенциала хотят наши информанты, они строят бизнес на основе своих хобби и ценностей, получая при этом удовольствие от такого развития и того, что ремесло, дающее радость и удовлетворение, может приносить им еще и доход, не уступающий или превышающий тот, который у них был, когда они работали в найме».
По ее оценке, такая активность приводит к значительному росту субъективного индивидуального благополучия и человеческого капитала, включающего предпринимательские навыки. Отдельным бонусом здесь является их независимость, самостоятельность и свобода действий: они создают то, что хотят и в чем видят потребность у среды. Это их выбор, их решения, их риски, их успехи. В процессе развития своего дела они также обретают субъектность, взрослость и собственное место в обществе, у них появляются ресурсы — компетенции, статус в сообществе, вкус, — для того чтобы не просто подчиняться существующим правилам, но и создавать свои собственные “миры” (ниши), работающие по их правилам и в соответствии с их ценностями.
Фото: iStock
При этом, продолжает Елизавета Балацюк, крафтовые предприниматели выполняют еще одну важную миссию: становясь полезными для общества и помогая людям, они таким образом повышают уровень коллективного благополучия. Они задают и транслируют глобальные тренды, формируют культурную среду, развивают осознанное потребление, формируют вкусы, развивают локальные сообщества, проявляют социальную активность (например, поддерживают нуждающихся и т.д.), тем самым повышают уровень коллективного благополучия.
Запрос на знания и новые компетенции в данной среде очень высок, однако часто лежит за рамками формального институционализированного образования. Помимо образования, полученного в учебных заведениях, информанты непрерывно занимаются самообразованием: совершенствуются в своем ремесле, учатся организации предпринимательской деятельности, осваивают психологию. Их обучение краткосрочно, фрагментарно и множественно, говорит Елизавета Балацюк. Большую роль в обучении играют мастера в рамках peer-to-peer обучения. При всех возможностях и бонусах, которые дает крафт, ремесленники Санкт-Петербурга и Казани сталкиваются с рядом барьеров: отсутствием или недостатком необходимых для предпринимательской деятельности компетенций, негативным взаимодействием с такими социальными агентами, как арендодатели и владельцы крупных бизнесов, которые могут ограничивать деятельность крафтовых предпринимателей за счет дефицита экономических ресурсов у последних, неокупаемость продукции или услуг.
«Понимание успеха и оценка собственной успешности среди молодых крафтовых предпринимателей Казани и Санкт-Петербурга выстраивается вокруг идеи о собственной самореализации, достижении личного комфорта и экономической независимости, реализуемой за счет своего дела, — добавляет Яна Крупец. — Частично или полностью отстраиваясь от концепции успеха как достижения определенного уровня благосостояния, крафтовые предприниматели оценивают успешность своего дела, опираясь на такие критерии, как поиск баланса между жизнью и работой, получение признания со стороны клиентов, разделяющих близкие ценности, воплощение своих идей в жизнь».