Команда ученых Вышки предложила новую модель электронного приема абитуриентов в вузы, использовав алгоритмы теории игр. Получился двусторонний почти рыночный механизм, где каждый абитуриент и каждая программа получает лучшее из того, что может себе позволить. Главным ноу-хау стала рекомендательная система, помогающая абитуриентам оптимально составить свой список предпочтительных программ. Подробнее об этом — в материале HSE Daily.
Внимание: в статье идет речь об альтернативной системе приема, описанная модель не имеет отношения к действующей системе приема в российские вузы.
Доклад «Российская система приема в вузы: проблемы и решения» был сделан в рамках объединенного научного семинара стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста».
В 2021 году в системе приема в российские вузы произошел ряд изменений. В частности, подача согласий на учебные программы стала проводиться в электронной форме, две волны (80/20) были объединены в одну, а максимальное число выбранных программ увеличено с 15 до 50.
Представлявший доклад заведующий Международной лабораторией теории игр и принятия решений, заместитель декана Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ Александр Нестеров отметил, что реформа усложнила координацию, абитуриентам стало выгодно ждать и не подавать согласие до последнего момента. В этой ситуации выиграли слабые программы и богатые программы с «зеленой волной», а сильные — проиграли. Зачастую абитуриенты и вовсе не понимают логики системы и не могут выбрать оптимальную для себя стратегию.
Чтобы оптимизировать систему приема, команда лаборатории проанализировала механизмы, действующие в разных странах, провела их сравнение по различным критериям и выработала новую модель, основанную на сочетании лучших практик. Для отработки свойств нового механизма было построено компьютерное моделирование его работы, показавшее хорошие результаты.
В основу нового механизма легла централизованная система приема абитуриентов в российские вузы с использованием динамического механизма отложенного принятия (deferred acceptance авторства Gale&Shapley, 1962). Получился двусторонний почти рыночный механизм, где каждый абитуриент и каждая программа получает лучшее из того, что может себе позволить. Главное отличие от предыдущей системы заключается том, что непосредственно зачисление абитуриента на программу будет происходить после двустороннего отбора.
«Раньше мы зачисляли школьников мгновенно, а теперь мы зачислим их условно, то есть сначала поместим в список ожидания и, только когда все списки ожидания стабилизируются, проведем зачисление окончательно», — рассказал Александр Нестеров.
По замыслу ученых механизм должен работать следующим образом.
Вначале абитуриент выбирает до 20–30 приоритетных для себя программ и подает их в виде списка своих предпочтений. Каждая программа формирует списки абитуриентов, которые ее выбрали, и так же расставляет их по приоритетности согласно баллам ЕГЭ и прочим критериям.
Дальше начинается процесс динамического приема — одна большая интерактивная волна длиной 20 дней. В первый день каждая программа рассылает приглашения абитуриентам, находящимся вверху списка, по числу доступных мест. Каждое приглашение имеет дедлайн — 48 часов, за которые абитуриент должен (временно) выбрать одно и отвергнуть все остальные. При бездействии автоматически выбирается верхнее приглашение из списка.
Отвергнутые приглашения сразу отправляются следующему абитуриенту, который ниже по списку и еще не получил приглашение от этой программы. Ему предоставляется такой же выбор с аналогичными условиями: каждый может сравнить новые приглашения и то, что он (временно) выбрал ранее, и среди них выбрать одно (снова временно). Так продолжается до тех пор, пока не закончатся абитуриенты, и только после этого происходит окончательное зачисление на программу. При компьютерном моделировании ситуации за 20 дней распределилось 90% мест. Для оставшихся предусмотрен второй тур — уже с обычным статическим механизмом отложенного принятия.
«Для вузов и абитуриентов система выглядит просто и прозрачно. Можно без риска ждать более хороших приглашений или сразу выбрать одно из имеющихся. В итоге мы получаем лучшее удовлетворение предпочтений и повышение конкуренции», — отметил докладчик.
Главным же ноу-хау предложенного механизма стала рекомендательная система, помогающая абитуриентам оптимально составить свой список предпочтительных программ. Она основана на аналогиях: предпочтения школьника оцениваются на основе указанных им программ и его балла, а список возможных программ — на основе списков школьников с похожими интересами. «Такой же алгоритм используется при рекомендации фильмов или книг», — пояснил эксперт.
Список выбранных абитуриентом программ дополняется рекомендуемыми, и только затем запускается процесс динамического механизма. Для кого-то таким образом может быть рекомендована более амбициозная программа, а для кого-то — наиболее безопасная стратегия. Часто школьники с низким социально-экономическим статусом не решаются выбрать амбициозные программы, а самоуверенные школьники могут, напротив, указать только их.
Кроме того, рекомендательная система должна решить проблему низкой мобильности. Обычно школьник выбирает между вузами своего региона и города-миллионника, а о хороших вузах и программах в соседних регионах не знает и не может принять оптимальное решение.
«Система повысит конкуренцию между программами за лучших абитуриентов по качеству, удобству и другим ценным характеристикам», — подчеркнул Александр Нестеров.
По его мнению, предложенный механизм более справедлив (он снизит «обоснованную зависть», когда студент не попал на предпочтительную программу, хотя его балл выше проходного) и допускает меньше стратегических манипуляций, то есть упростит участие для обеих сторон.