Ближайшие несколько лет станут годами перестройки отечественного финрынка, который вынужденно переориентируется на внутренних инвесторов после ухода западных игроков. Наиболее стабильным будет сектор гособлигаций, а проблемной зоной — приток длинных денег. Об этом на встрече в Вышке рассказал управляющий директор компании «АТОН», профессор ВШЭ Александр Кудрин. Встречу организовал Банковский институт НИУ ВШЭ.
«Ближайшие несколько лет для финансовых рынков и для экономики Российской Федерации будут непростыми. Это будут годы большой перестройки. Меняется и ландшафт финансового рынка, и вся структура российской экономики», — отметил Александр Кудрин. Скажется разрыв связей между Россией и западным миром, отечественная экономика будет переориентироваться на внутренний спрос.
Профессор пояснил, что такая ситуация не уникальна, то же самое происходит с Китаем последние 5–7 лет при переходе с экспортно ориентированной модели на модель внутреннего потребления.
Если обратиться к истории, «отмотав время к середине — началу 90-х», станет очевидным тот факт, что мощным драйвером развития рынков в России был приход иностранных инвесторов, говорит Александр Кудрин. По его словам, «локальный пик развития был достигнут в 1998 году, потом все завершилось кризисом». Иностранные инвесторы на некоторое время покинули рынок, но потом вернулись. Затем был еще один пик, еще один кризис. Уход инвесторов недружественных юрисдикций в 2022 году, «судя по всему, надолго».
Однако, по мнению Александра Кудрина, неразрешимой проблемы в том, что западные инвестиции покинули российский рынок, нет. «Ну ушли инвесторы и ушли. На их место придут новые», — полагает он. В то же время ушли в первую очередь большие структуры, инвестиционные фонды, «у которых есть длинные пассивы». «Такого качества деньги» для долгосрочных вложений в мире найти достаточно сложно, полагает профессор. И это может быть проблемой, поскольку длинные деньги нужны для инвестиций. «Если [компании] используют долгосрочное финансирование, они могут планировать, рассчитывать на то, что у них длинный инвестиционный цикл, что хорошо для стабильности и развития», — поясняет Александр Кудрин.
Фото: iStock
Сейчас на российском рынке есть две категории институциональных инвесторов: страховые компании и пенсионные фонды. Но объем активов у этих участников рынка относительно небольшой. Именно поэтому проблема длинных денег на российском рынке стоит особенно остро. По мнению Александра Кудрина, регулятору стоило бы подумать о том, чтобы вкладывать ресурсы в развитие институциональных инвесторов. Это пенсионные фонды, страховые компании и индустрия доверительного управления.
Аккумулятором ресурсов в больших объемах являются банки, и это самые важные финансовые институты как 10 лет назад, так и сейчас. «Для коммерческих банков есть ровно один сегмент, который им интересен, — это долговой рынок», — отметил эксперт. Он напомнил, что федеральный бюджет исполняется с дефицитом. Для того чтобы покрывать этот дефицит, государство выпускает облигации федерального займа, которые с удовольствием покупают банки. «За этот сегмент можно быть спокойным, но с одной лишь поправкой: у банков тоже нет длинных пассивов», — считает Александр Кудрин.
Он также отметил, что после 2022 года российским инвесторам стало сложно получить доступ к международному рынку. Это означает, что у них сокращаются возможности диверсификации своих портфелей. «Если мы говорим о развитии рынка акций, то это маленькое количество IPO, которые были на российском рынке последние годы», — говорит эксперт. Похожий результат мы увидим и в 2023 году, и 2024-м: аппетит к размещению акций будет не слишком большим.
«Мы двигаемся к совершенно новому ландшафту финансового рынка в России. В рамках этого ландшафта мы не увидим западных инвесторов. Могут появляться иностранные инвесторы из Азии, но у них интерес к нашему рынку скорее спекулятивный. Большая роль будет отводиться частному капиталу, частным инвесторам, — заключил Александр Кудрин. — Они будут приходить на рынок более активно. Этот процесс ускорится, когда (если) процентные ставки двинутся вниз. Что касается внутренних инвесторов, то тут есть работа для регулятора, чтобы стимулировать их активность. С точки зрения инструментария доступ к международным рынкам в ближайший год-два будет оставаться весьма ограниченным, что дает шанс на развитие локального рынка».