Непринужденно и ясно: как обучать китайскому языку новое поколение школьников

Фото: iStock
Фото: iStock

Как мотивировать школьников учить китайский язык? С какого иероглифа стоит начать его изучение? Дает ли знание китайского языка конкурентные преимущества молодежи? На факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ состоялась презентация нового компонента линии учебников для школы «Время учить китайский!». Свое новое учебное издание — «Сборник грамматических упражнений» — представила ведущий автор издательства «Просвещение» по китайскому языку, руководитель авторского коллектива линии «Время учить китайский!», доцент, заместитель руководителя школы востоковедения ВШЭ Александра Сизова.

В ходе авторского доклада Александра Сизова отметила, что наряду с другими факторами стремительные изменения, происходящие в Китае, предопределяют желание его соседей больше узнавать о его жизни, культуре и языке.

Александра Сизова

Рост интереса к китайскому языку в России отмечался с начала 2000-х годов, в 2016-м школьники получили возможность выбирать его как второй иностранный, формируется его институциональная поддержка. Стали создаваться линии учебников по современным образовательным стандартам. Состоялась первая Всероссийская олимпиада школьников по китайскому языку. Создано Объединение китайского языка Ассоциации учителей иностранных языков Москвы. В 2019 году китайский язык был включен в ГИА, а годом позже созданы уроки китайского языка в Российской электронной школе (РЭШ), благодаря которым язык может изучать онлайн каждый желающий. В 2021–2022 годах утверждены новые примерные программы по китайскому языку, что представляет особую важность, так как они впервые определили конкретные планируемые результаты обучения данному языку по классам — со 2-го по 11-й.

Сегодня линия УМК «Время учить китайский!» — первая в России завершенная серия учебников и пособий с 5-го по 11-й класс, полностью соответствующая ФГОС и включенная в Федеральный перечень учебников. Она состоит более чем из 30 изданий и широко используется в образовательных организациях России. При разработке учебников китайского языка авторы старались знакомить обучающихся и с многочисленными реалиями современного Китая, при этом представляя культуру Поднебесной в сопоставлении с культурой России. Создатели опирались на сочетание коммуникативного, межкультурного, компетентностного, личностно ориентированного и иных актуальных подходов к обучению иностранному языку, а также достижения современного китаеведения.

В рамках курса «Время учить китайский!» с 5-го класса происходит активное формирование межкультурной коммуникативной компетенции учеников, важнейших умений диалогической и монологической речи, аудирования, чтения, письменной речи и других навыков. Курс, отметила Александра Сизова, апробирован с 2016 года, учитывает все требования ФГОС, международные требования, опирается на традиции отечественной лингводидактики и лучшие практики современной школы. У обучающихся формируется большой словарный запас, широкий арсенал языковых навыков, страноведческих знаний.

Фото: Высшая школа экономики

При нынешнем количестве учебных часов, выделяемых на второй иностранный язык, курс может преподаваться модульно, позволяя учителю варьировать материал и творчески подходить к планированию урока.

«В новом пособии “Сборник грамматических упражнений” наряду с заданиями введена рубрика “Это интересно!”, объясняющая некоторые грамматические темы в веселой, непринужденной форме и гармонично интегрирующая их в учебный процесс», — пояснила Александра Сизова.

Материал УМК также удобно дополнять уроками из РЭШ, которые содержат интересный тематический материал, блоки тренировочных и контрольных заданий.

Отвечая на вопрос HSE Daily, с какого иероглифа нужно начинать изучать китайский язык, автор сказала, что это могут быть и традиционные иероглифы: 一 («один»), 人 («человек»), 好 («хороший»), а также такой интересный иероглиф, как 永 («вечный»), на примере которого учатся написанию восьми базовых черт (т.н. 永字八法).

На вопрос, как мотивировать школьников на обучение сложному языку в условиях, когда не все они продолжат его освоение в вузах, Александра Сизова ответила, что для учеников может оказаться важным узнать, что изучение китайского языка дисциплинирует, развивает коммуникативные навыки, расширяет их кругозор, формирует эстетические представления. Есть и примеры того, как достигшие высокого уровня китайского языка выпускники школ преуспевали в использовании его как средства профессиональной коммуникации, обучаясь и не на лингвистическом или востоковедном направлениях, а также поступали в китайские вузы и т.д.

«Даст ли знание китайского языка конкурентные преимущества молодежи?» — задали еще один вопрос из зала. «Безусловно. И эти компетенции имеют стратегическое значение. Кроме собственно познания Поднебесной и эффективной коммуникации с китайскими партнерами, немаловажно, если целый ряд молодых россиян сможет на китайском языке представлять нашу страну, знакомить мир с российской культурой. Для обучения этому сегодня у школьников и студентов есть широкие возможности, включая современное учебно-методическое обеспечение», — сказала Александра Сизова.

Анастасия Лихачева

Декан факультета мировой экономики и мировой политики (ФМЭМП) ВШЭ Анастасия Лихачева отметила значение инновационной федеральной линии учебников по китайскому языку в ситуации поворота российской политики на Восток и поздравила Александру Сизову. «В отличие от других изданий, учебник для школы живет долго, это издание с особой социальной ролью. Ваши учебники открывают двери в мир китайского языка и делают это в непринужденной манере, весело и ясно. Наши будущие коллеги начнут с хорошего учебника, это позволит им войти в мир Востока, приобщиться к китайской культуре», — сказала Лихачева.

Заместитель декана ФМЭМП по работе с абитуриентами и выпускниками Анна Жихарева подчеркнула важность выхода учебников, позволяющих синхронизировать обучение китайскому языку с преподаванием страноведения Китая в школе. «Во многом благодаря вам эта проблема постепенно решается», — отметила она.

Заместитель декана ФМЭМП по науке Александра Морозкина подчеркнула важность изучения китайского языка и Китая со школы. Это, по ее мнению, позволит будущим востоковедам внести в перспективе больший вклад в науку.

Руководитель направления «Востоковедение» НИУ ВШЭ Николь Сукиасянц обратила внимание на растущий спрос на обучение китайскому языку в школе, причем это все чаще становится выбором самих учеников, а не их родителей. «Мы рады приветствовать новые учебники и пособия Александры Александровны Сизовой по китайскому языку и будем их применять в нашей практике. Это позволит нам воспитать учеников с хорошим знанием китайского языка и знанием страны», — сказала она.

Академический руководитель образовательной программы «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ Мария Лытаева считает, что подготовка специальной линии УМК по китайскому языку для школ позволяет повышать качество преподавания и усвоения предмета. Она напомнила, что с этого учебного года школьники 5–11-х классов начали учиться по новым примерным программам, впервые в истории российского образования созданным для изучения китайского языка на всех ступенях — от начальной до старшей школы, притом для изучения как первого, так и второго иностранного языка, на базовом и углубленном уровнях.

«Очень хорошо, что автор учебников — Александра Александровна, специалист, детально разбирающийся в методике обучения китайскому языку и его нормативной основе, а также ученый, изучающий Китай. Я совершенно спокойна за учеников, работающих по этим учебникам, и уверена, что они будут успешны в изучении китайского языка», — сказала Лытаева.

Андрей Карнеев

Руководитель школы востоковедения НИУ ВШЭ Андрей Карнеев назвал новые учебники вкладом в изучение китайской культуры и цивилизации. «Завидую школьникам, изучающим сегодня китайский язык, один из самых сложных мировых языков. Нынешний учебник облегчит процесс изучения, сделает его более увлекательным. Изучение китайского языка — это шаг и к укреплению наших торгово-экономических связей с Китаем. Еще раз поздравляю Александру Александровну и факультет с этой новой страницей», — отметил он.

Заведующий кафедрой китаеведения Иркутского госуниверситета Евгений Кремнев уверен: линия учебников Александры Сизовой и соавторов позволяет обеспечить высокое качество преподавания языка и преемственность в обучении между школой и университетом. «Я очень благодарен Александре Александровне за эту гигантскую работу, она неоценима. Мы будем рекомендовать эту линейку, нам важно, чтобы у нас тоже была возможность принимать абитуриентов со знанием китайского», — сказал Евгений Кремнев.

Руководитель образовательной программы «Востоковедение» ФМЭМП Ульяна Стрижак отметила: ученики средней школы — особенные участники образовательного процесса в силу их возраста и высокой мотивации. Они охотно погружаются в мир Востока, не боясь сложностей. «Важно не сбить их с этого пути, соблюсти баланс между традиционной дидактикой и интересом, чтобы они сохранили интерес к предмету, что и удается авторам данной линии УМК. Для нашей образовательной программы «Востоковедение» является конкурентным преимуществом наличие абитуриентов с хорошим китайским, оно позволяет создавать продолжающие группы», — считает она.

Заместитель директора московской школы №548, известной в том числе успешным обучением китайскому языку, Любовь Конюшенко назвала создание линейки учебников «Время учить китайский!» уникальным событием в образовательной жизни страны. По ее мнению, педагоги получили качественный инструмент обучения детей китайскому языку и повышения квалификации: «Мы благодарны Александре Александровне и всему коллективу авторов, работавших над учебниками. Это колоссальный и уникальный труд».

В заключение Александра Сизова поблагодарила гостей и многочисленных онлайн-слушателей за добрые слова и пригласила всех интересующихся на дальнейшие китаеведные мероприятия факультета мировой экономики и мировой политики.

Дата публикации: 03.02.2023

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: