Завершившаяся в понедельник сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) юридически оформила продление срока полномочий нынешнего руководителя КНР Си Цзиньпина, укрепила его позиции как единоличного лидера, а также серьезно изменила состав Госсовета (правительства) Китая. Народные представители также подтвердили курс на продолжение реформ и стремление Пекина к расширению внешнеполитического влияния. Об итогах сессии ВСНП и в преддверии визита Си Цзиньпина в Россию HSE Daily побеседовало с директором Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василием Кашиным.
-— Что такое Всекитайское собрание народных представителей, каков механизм избрания его делегатов?
— Китай не признает концепции разделения ветвей власти, и по статусу и полномочиям ВСНП ближе всего к Верховному Совету СССР, который также формально являлся высшим органом государственной власти и теоретически имел неограниченные полномочия.
Подобно ВС СССР, ВСНП — это огромный трудноуправляемый орган, включающий 2980 делегатов и созываемый раз в год. Регулярно как институт власти действует постоянный комитет ВСНП, состоящий из 175 членов. Его можно сравнить с Президиумом ВС СССР.
Важная деталь формирования ВСНП: оно состоит не только из представителей территорий. 10% депутатов ВСНП представляют армию — это больше, чем из любой провинции.
— То есть ВСНП — аналог советского Верховного Совета, который оформлял решения ЦК КПСС?
— Не совсем. ВСНП, помимо законодательных функций, отчасти выполняет задачи Конституционного суда — оно может толковать конституцию. Также ВСНП может снимать руководителей ведомств и формировать правительство, назначать членов Госсовета и избирать председателя КНР и его заместителей. Оно более представительное. В отличие от ВС СССР, ВСНП и его постоянный комитет включают в себя, помимо представителей Компартии, представителей еще 8 партий, союзных КПК. И хотя они играют подчиненную роль в политической структуре КНР, формально в стране, в отличие от СССР, действует многопартийная система.
Также, в отличие от СССР, где избиратели голосовали непосредственно за депутатов ВС, в КНР напрямую избираются представители в собрания уездов, которые далее формируют корпус кандидатов в округ, далее — в провинцию, а провинции — в ВСНП.
ВСНП контролируется Компартией, но депутаты играют большую роль в совершенствовании законов, они имеют определенные контрольные полномочия. Депутаты ВСНП, если они заинтересованы в работе с избирателями, могут использовать свое положение, чтобы продвигать жалобы на злоупотребления местных чиновников, влиять на улучшение жизни в своем округе.
— Можно ли назвать завершившуюся сессию исторической?
— Я не считаю ее исключительно важной. Она значительна из-за формирования нового состава Госсовета, произошло его существенное кадровое обновление. Да, это было предсказуемо после октябрьского съезда партии, но многие детали перестановок после съезда были неясны. Теперь мы знаем команду, которая будет управлять китайской экономикой в ближайшие 5 или даже, что вероятнее, 10 лет.
— Можно ли говорить, что сессия ВСНП в значительной мере изменила систему власти в КНР?
— Она не изменила, это скорее обновление персоналий, во многом связанное с возрастом. В целом это ожидаемое обновление кадрового состава без кардинального изменения структуры.
Перед сессией ходили слухи о возможной реформе структуры Госсовета, в том числе системы управления правоохранительными органами, но они не оправдались. Это заметная сессия, но она не знаменует начала нового этапа. Обычно раз в 10 лет проходит большая реформа Госсовета с ликвидацией прежних и созданием новых министерств, но на этот раз кардинальные административные решения не приняты.
— Что означает продление полномочий Си Цзиньпина как председателя КНР еще на один срок?
— Избрание Си Цзиньпина на третий срок как председателя КНР было предопределено решением состоявшегося в октябре съезда КПК. Си Цзиньпин, как и его предшественники, занимает три ключевые должности: генеральный секретарь ЦК КПК, председатель Центрального военного совета КНР и КПК и председатель КНР.
Фото: en.npc.gov.cn.cdurl.cn / Xinhua
В китайской иерархии власти последний пост менее значим, чем должности генерального секретаря ЦК КПК и председателя Центрального военного совета. Председатель КНР имеет ограниченные полномочия, они у́же, чем у президента в парламентских республиках. В некоторых случаях пост председателя занимал один из авторитетных представителей элиты КПК, не претендовавший на верховную власть. Так было в 1983–1993 годах, когда на этой позиции находились члены Политбюро Ли Сяньнянь и Ян Шанкунь.
Этот пост можно было бы передать другому человеку, ведь для председателя КНР до 2018 года было конституционное ограничение в два срока, в КПК формального запрета не существовало, только сложившаяся практика со времен Дэн Сяопина. Теперь Си Цзиньпин ее нарушил, и сложно предположить, сколько он собирается оставаться наверху.
Продление полномочий — следствие сложившегося консенсуса внутри партии о необходимости консолидации власти. Прежние циклы смены поколений приводили к обострению борьбы за власть, громким антикоррупционным процессам. Например, когда к власти пришел Си Цзиньпин, партийный куратор органов безопасности Чжоу Юнкан пытался противопоставить свои аппаратные полномочия новому лидеру. Также в прошлом противостояние между группами порождало невозможность проведения болезненных реформ. Сейчас часть партийного актива решила: в нынешних сложных внешнеполитических условиях и при замедлении экономического роста лучше иметь сильное единое руководство — его воплощением и стал Си Цзиньпин.
— Можно ли говорить, что Си Цзиньпин стал единоличным лидером КПК и страны?
— Если говорить о персонализации власти, то окончательной точкой был все-таки XX съезд КПК в октябре 2022 года и предшествовавший ему пленум ЦК. Концентрация власти была велика и прежде, а на съезде состав ЦК обновился, и если раньше сохранялся баланс интересов, то после съезда Си Цзиньпин полностью контролирует ЦК и кадровые назначения. Сессия ВСНП юридически оформила произошедшие изменения.
— Какие важные кадровые решения ВСНП следует отметить?
— Главное — назначение нового премьера Госсовета (правительства) Ли Цяна, вице-премьеров (это аналог российского первого вице-премьера), членов Госсовета (аналог обычного вице-премьера). Состав Госсовета серьезно обновился: это фактически новое правительство, поскольку у каждого из новых людей своя история и жизненный опыт.
Фото: en.npc.gov.cn.cdurl.cn / Xinhua / Wang Yuguo
Мы имеем нового премьера и четырех вице-премьеров, старшее положение среди которых занимает Дин Сюэсян, ранее возглавлявший Канцелярию ЦК КПК, функции которой в китайской системе близки к нашей Администрации президента (эти два органа заключили даже соглашение о сотрудничестве и обмене информацией). Назначены и новые министр обороны и министр иностранных дел, также имеющие статус членов Госсовета.
— На какие высказывания руководства КНР на сессии ВСНП стоит в первую очередь обратить внимание?
— Ключевыми были высказывания Си Цзиньпина и доклад прежнего премьера Ли Кэцяна о работе Госсовета, в котором опубликована информация об экономической динамике, данные о намеченных темпах роста, показателях инфляции, темпах роста бюджета и военных расходов.
Исходя из этого можно говорить о приоритетах китайской экономической политики. Например, оценка уровня роста в 5% — довольно консервативный показатель для Китая. Раньше в течение длительного периода целевым показателем были 8%, хотя в реальности нередко темпы роста были выше. Предположу, что 5% — это минимально приемлемый показатель в ситуации, когда не произойдет войны или новой эпидемии.
В ближайшее время следует ожидать продолжения реформ в основных сферах экономики: высокотехнологичных отраслях, недвижимости, а также инвестиционного климата. В докладе ставится больше задач текущего развития, чем на съезде КПК.
— Обозначился ли переход Пекина к более жесткой политике по проблеме Тайваня?
— Слова Си Цзиньпина о намерениях решать проблему воссоединения Тайваня — в рамках обычной риторики, и она несколько ужесточается. Звучали довольно резкие, жесткие высказывания в адрес США со стороны Си Цзиньпина и Ли Цяна, Вашингтон обвиняли в «окружении» и сдерживании Китая. Однако одновременно звучали призывы к сотрудничеству. Слова о важности воссоединения говорят регулярно, но это не означает роста агрессивности.
— Следует ли ожидать ухудшения в отношениях между КНР и США?
— Они ухудшаются довольно быстро. Например, в феврале, когда произошла история с воздушным шаром. Выяснилось, что Китай сделал такое, что не позволял себе СССР в годы холодной войны, а Пекин, если верить Вашингтону, запустил четыре шара. Китай отреагировал довольно резко, когда американцы в конце концов сбили этот аэростат.
Не добавит теплоты в двухсторонние отношения и неофициальный визит президента Тайваня в США во время запланированной поездки в Парагвай.
Обратил бы внимание на слова Цинь Гана, что США поставляют оружие на Тайвань и предостерегают Китай от продажи вооружения России: такая риторика (увязка украинского кризиса и Тайваня) звучит впервые.
Фото: en.npc.gov.cn.cdurl.cn / Xinhua / Pang Xinglei
Можно также вспомнить материал «Американский гегемонизм и его опасности», опубликованный на сайте МИД КНР в феврале: там было перечисление исторических провинностей США, начиная с геноцида индейцев и доктрины Монро и заканчивая санкциями против Huawei. Раньше такие документы писали против «советских ревизионистов».
— Будет ли Китай стремиться расширять влияние в мире?
— Он это активно делает. Мы это видели в феврале перед сессией, когда МИД выпустил серию документов, в том числе план по Украине, а также документ о глобальной безопасности. 11 марта в Пекине при посредничестве Китая было заключено соглашение о постепенной нормализации отношений между Саудовской Аравией и Ираном. Это крупный успех китайской дипломатии: впервые столь важное для Ближнего Востока соглашение было заключено без участия США.
— Как вы оцениваете недавние предложения Китая по мирному урегулированию ситуации на Украине?
— Это предложение выгодно России. Там упоминается принцип территориальной целостности, но его не отрицает с ходу и Москва. Также важно, что там речь идет о скорейшей организации переговоров и недопустимости санкций. Россия не отказывается от ведения переговоров без предварительных условий, а Владимир Зеленский указом от 30 сентября 2022 года запретил такие переговоры, пока президентом России является Владимир Путин. России было бы выгодно, если китайские проекты резолюций ГА ООН, основанные на этих предложениях, поддержат многие развивающиеся страны.
— Можно ли ожидать углубления экономических и политических связей между КНР и Россией по итогам предстоящего визита Си Цзиньпина в Москву?
— Визит, думаю, будет важным. Это будет первое посещение России лидером большой страны, мировой державы после начала СВО. Можно назвать это крупным международным событием.
Можно ожидать подписания серьезных торгово-экономических договоренностей — они не раскрываются из-за вероятной угрозы санкций.
Предположу, что приоритетную роль будут играть проекты в нефтегазовой сфере, чтобы двигаться в направлении «Силы Сибири — 2», и, вероятно, в сфере промышленного сотрудничества. Ясно, что взаимодействие с КНР связано с будущим ряда отраслей российской экономики, в том числе автомобилестроения, промышленного оборудования и др.
Пекин будет намекать Западу, что продолжение давления на Китай означает рост влияния сторонников расширения сотрудничества с Россией, и тем самым добиваться смягчения ограничений.
Беседовал Павел Аптекарь