«Бьют по нам, а больно им»: к чему приводят антироссийские санкции

Фабрика BASF в Людвигсхафене, фото: Wikimedia Commons
Фабрика BASF в Людвигсхафене, фото: Wikimedia Commons

С какими трудностями столкнулась европейская промышленность после введения антироссийских санкций и какие перспективы развития у западных авиакомпаний? Об этих и других последствиях антироссийских санкций рассказывается в новом выпуске «Санкционной канарейки» — мониторинге Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ. HSE Daily публикует один из разделов документа.

На этапе деиндустриализации

Крупнейшие промышленные производители Германии, такие как Dow Inc. и Lanxess AG, рассматривают возможность сократить тысячи рабочих мест и вывести инвестиции из Германии в США и Азию. Официальное объяснение: рынок не может обеспечить предприятия энергией по ценам, близким к тем, которые они когда-то платили за российский газ, а правительство медлит с оказанием финансовой поддержки и предоставлением достаточного субсидирования. Кроме того, это вынудило нефтехимический немецкий концерн и одновременно крупнейшую химическую компанию Европы BASF объявить о закрытии нескольких заводов в Германии в рамках кампании по экономии средств.

В частности, согласно сообщениям в СМИ, руководство BASF приняло решение закрыть один завод по производству аммиака и соответствующие предприятия по производству удобрений в Людвигсхафене-на-Рейне на юго-западе Германии. Данное решение приведет к сокращению 2600 рабочих мест (около 2% от общего числа сотрудников). Помимо этого, в докладе немецкого концерна указывается, что в четвертом квартале 2022 г. производство химической продукции в Европейском союзе упало почти на 16%.

Сегодня BASF является одной из нескольких крупных немецких промышленных групп, которые делают ставку на Китай. В последнее время там на средства концерна строится завод по производству пластмасс стоимостью 10 млрд евро, который, как предполагается, будет удовлетворять растущий спрос в Китайской Народной Республике и в конечном итоге может стать заменой закрывающимся предприятиям в Людвигсхафене-на-Рейне.

Алюминиевый коллапс

На протяжении десятилетий мировой рынок алюминия был переполнен избыточным предложением, но события последних нескольких лет, включая торговую войну между США и Китаем, антироссийские санкции и энергетический кризис в Европе подтвердили хрупкость глобальных цепочек поставок и зависимость европейских промышленных компаний от дешевых энергоресурсов.

В заявлении немецкой компании Speira GmbH, ведущего мирового переработчика и производителя алюминия, говорится, что она прекратит выплавку алюминия на своем заводе в Райнверке из-за высоких затрат на электроэнергию после того, как в октябре 2022 г. была вынуждена сократить производство вдвое (на 50%). Новое решение во второй половине 2023 г. затронет оставшиеся 70 тыс. тонн производства жидкого алюминия в Райнверке и около 300 рабочих мест. В целях выполнения контрактов компания будет вынуждена заменить потерянное производство внешними поставками металла.

Фото: slovalco.sk

В том числе стало известно, что словацкая компания Slovalco единственный плавильщик в стране прекратила производство алюминия после 70 лет своего функционирования. Данное решение было принято из-за постоянно растущих цен на энергоносители и бездействия со стороны правительства Словакии. Ситуация с ценами на электроэнергию осложнилась до такой степени, что Slovalco стало невыгодно эксплуатировать ни одну из своих 226 электролизных установок.

Известно, что выплавка алюминия является одним из самых энергоемких промышленных процессов. Так, в июле 2022 г. использование 133 из 226 электролизеров сделало Slovalco крупнейшим потребителем электроэнергии в Словакии. При полной мощности, предприятие потребляет 8% всей производимой в стране электроэнергии.

Как результат, это стало невыгодным, теперь многие сотрудники остались без постоянной работы (300 из 450), а страна будет вынуждена покупать алюминий у иностранных производителей.

Тем не менее, несмотря на полную приостановку, компания не планирует окончательно уходить с рынка, а будет пытаться поддерживать оборудование на заводе на стабильном уровне, чтобы в случае благоприятных условий и предоставления финансовой поддержки со стороны правительства вернуться к выплавке алюминия.

Стоит отметить, что Slovalco имеет стратегическое значение для Словакии, так как алюминий в основном используется в автомобилестроении, и с открытием в деревне Валалики, расположенной в окрестностях Кошице, завода шведского автопроизводителя Volvo по производству электромобилей, ожидается, что спрос на данный металл только увеличится. Начало строительства завода запланировано на 2023 г. На нем будут выпускать до 250 тыс. автомобилей в год.

Примечательно, что в январе с.г. главная лоббистская группа европейской металлургической промышленности предупреждала, что необходима дальнейшая долгосрочная финансовая поддержка, чтобы помочь региону сохранить контроль над сырьем, имеющим решающее значение для перехода на зеленую энергию. Помимо того, что алюминий является более благоприятным для окружающей среды, поскольку данный метал считается бесконечно перерабатываемым, компоненты для ветряных турбин и фотоэлектрических систем напрямую изготавливаются из этого сырья. К тому же, с учетом высоких цен на энергоносители, ЕС рискует уступить США в привлечении инвестиций в европейскую металлургическую отрасль.

«Несправедливое преимущество»

Западные санкции в отношении России нанесли ущерб государственному авиаперевозчику Finnair и главному международному аэропорту Финляндии, подорвав усилия финнов превратить Хельсинки в воздушный хаб, соединяющий Азию и Европу. Так, согласно данным за 2020 г., из Хельсинки предлагалось девять пунктов назначения в Китае и пять в Японии, что больше, чем в любом другом европейском аэропорту.

Фото: realbrest.by

До недавнего времени между Финляндией и Россией действовало двустороннее соглашение, гарантировавшее Finnair около 80 рейсов в неделю над Сибирью и, соответственно, предоставлявшее кратчайший путь из Европы в Азию, что буквально позволяло финской авиакомпании и аэропорту увеличивать доход из-за роста объемов авиаперевозок. Однако в начале 2022 г. данное сотрудничество было прекращено из-за санкций ЕС, введенных в отношении России, и последующих ответных мер со стороны Москвы. Теперь маршруты из Европы проходят над Персидским заливом, то есть протяженность рейсов из Финляндии в Японию увеличилась на 40%.

Пытаясь нанести удар по российской авиатранспортной отрасли, авиакомпании США, Канады, Европейского союза сами столкнулись со сложностями, так как их время полетов и стоимость в Азию и из Азии заметно возросли. Спустя почти год, Financial Times, наконец, решила осветить данную проблему. Так, генеральный директор Finnair Топи Маннер признался, что европейские авиакомпании находятся в «значительно» более невыгодном положении по сравнению с перевозчиками из Азии и Ближнего Востока. Кроме того, было отмечено, что длительные полеты сжигают больше топлива. Это влечет за собой высокие затраты и выбросы.

Напротив, перевозчики из дружественных стран, включая Китай, продолжают использовать воздушное пространство России. Это позволяет им предлагать более быстрые и дешевые рейсы. Такая ситуация, в свою очередь, вызывает опасения у европейских авиакомпаний. Они понимают, что могут проиграть на волне роста китайских рейсов, так как Пекин вновь открывает двери своей страны после нескольких лет изоляции, вызванной пандемией COVID-19.

Дата публикации: 29.03.2023

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: