Ученые считают, что феномен выгорания педагогов хорошо изучен, но механизмы, которые способствуют его развитию, до конца не ясны. Что способствует выгоранию, а что его сдерживает? Какую роль в этом играет мотивация педагога? Институт образования НИУ ВШЭ провел открытый семинар «Профессиональное выгорание педагогов: роль мотивации и организационных факторов».
Доцент кафедры управления Академии социального управления Инна Резванова напомнила, что в академическую деятельность понятие «выгорание» вошло с исследованием американского психолога Герберта Фрейденбергера, проведенным в начале 1970-х годов. Свои выводы он сделал на основании наблюдения за состоянием добровольцев, менявшимся в процессе работы по их специальности. Участники эксперимента говорили, что после двухнедельной работы с наркозависимыми у них ухудшалось самочувствие, они ощущали упадок сил и энергии. Свой вклад в изучение этой темы внесла также другой американский психолог — Кристина Маслах: она предложила трехкомпонентную модель выгорания и опросник MBI, который теперь считается золотым стандартом в исследовании эмоционального выгорания.
Инна Резванова привела основные симптомы выгорания: эмоциональное истощение, когнитивные нарушения (невозможность сконцентрироваться), плохая память, ментальная дистанция (когда человек пытается отстраниться эмоционально, когнитивно и физически от окружающих его людей). Дополнительными симптомами выгорания считаются раздражение, беспокойство, тревожность, психосоматические жалобы и депрессивное состояние.
Развитие этого процесса, по словам эксперта, всегда связано с комбинацией факторов, в число которых входят особенности трудовой деятельности (перегрузка, сложность задач, неадекватное вознаграждение), особенности организационной среды (негативная атмосфера в коллективе, несправедливость), а также личностные факторы: низкий уровень личностных ресурсов (оптимизма, жизнестойкости, самоэффективности), перфекционизм и нейротизм.
О собственном исследовании рассказал доцент департамента психологии факультета социальных наук Евгений Осин. Задачей исследования он назвал изучение требований, ресурсов работы и профессиональной мотивации как предикторов эмоционального выгорания учителей. В период с 2019 по 2022 год исследователи опросили 626 педагогических работников. Среди них были как педагоги дошкольных учреждений (70%), так и учителя средних школ (30%). Средний возраст опрашиваемых составлял 42 года, а средний стаж — 14 лет. Для исследования был применен метод множественного регрессионного анализа и структурное моделирование.
Как сообщил Евгений Осин, вклад рабочих ресурсов и требований в выгорание неодинаков при разном характере мотивации. «Например, у преподавателей, которые работают из любви к работе, выгорание не только ниже, но и в меньшей степени зависит от наличия благоприятной среды в образовательном учреждении, — говорит ученый. — У тех же преподавателей, которые работают из чувства долга или необходимости, выгорание не только выше, но и в большей степени зависит от характера внешней среды». Он пояснил, что для продуктивной, автономной (когда проявляется желание, инициатива) мотивации гораздо важнее создавать дополнительные рабочие ресурсы, чем ограничивать рабочие требования. Кроме того, когда автономная мотивация сформировалась, сам по себе уровень ресурсов и требований уже не так важен. «Однако в неблагоприятной среде, где отсутствует поддержка автономии, мотивация сотрудника со временем может переходить в контролируемую (сопровождаться ощущением давления. — Ред.)», — предупредил Евгений Осин. А это, по мнению психологов, повышает риск начала выгорания педагога.
Свое мнение о предмете исследований высказала научный руководитель магистратуры межфакультетской кафедры образовательных систем и педагогических технологий МГИМО кандидат педагогических наук Марина Пинская. Она считает, что именно молодые учителя чаще подвержены фрустрациям в своих потребностях, в компетентности. «Они больше всего говорят о дефицитах профессиональной координации, погружении в профессиональное сообщество и чаще всего упоминают об отсутствии у них необходимых компетенций, — продолжает она. — Все это связано с тем, что именно молодые учителя чаще других разочаровываются в профессии».
«Я руковожу магистратурой, в которой учатся на данный момент 100 действующих учителей разных возрастов из разных регионов нашей страны. Абсолютно все они очень тяжело воспринимают свою высокую нагрузку, — добавляет академический руководитель магистерской программы «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ Мария Лытаева. — И у всех, раз они учатся в магистратуре, высокая потребность в профессиональном росте и самосовершенствовании. Это вступает в огромное противоречие друг с другом. И потребность в профессиональном росте на фоне высокой нагрузки ведет к профессиональному выгоранию».
Академический руководитель аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ Татьяна Канонир отметила: «Как правило, о выгорании педагогов говорят либо психологи, либо сами педагоги. На самом деле это проблема не только отдельного человека, но и его организации. Потому что мы сразу теряем гигантский ресурс — профессиональных, подготовленных и когда-то даже мотивированных людей. Мало того что они выгорают — в школе у них достаточно большой ареал воздействия, в итоге эта проблема сказывается на учениках и на их академических успехах».