Люди с низким доходом и социальным статусом реже носят маски, соблюдают меры социального дистанцирования и делают прививки. На поведение людей влияют и их политические предпочтения. Об этом на вебинаре факультета экономических наук рассказал научный руководитель факультета, профессор ВШЭ и Чикагского университета Константин Сонин.
Факультет экономических наук продолжает серию вебинаров онлайн-магистратуры «Экономический анализ». На днях научный руководитель факультета экономических наук, профессор ВШЭ и Чикагского университета Константин Сонин представил доклад «Экономика коронавируса: влияние богатства и неравенства на социальное дистанцирование».
Константин Сонин напомнил, что ВШЭ и экономический факультет были пионерами в сфере создания и применения онлайн-программ в высшем образовании в 2012 году.
Он подчеркнул, что события двух последних лет настолько непохожи на прежние кризисы, что в одной лекции невозможно описать экономику коронавируса. Прежние экономические неурядицы отражались в академических журналах только через несколько лет после их завершения, кризис 2020-2021 годов стал революцией для экономистов, за прошедшие полтора года были написаны сотни и даже тысячи статей.
Он сообщил, что число обращений на биржу труда в марте 2020 года в США достигло 3,3 млн за неделю, это в 8 раз больше, чем в прежние пики. Эти и другие данные и события в корне отличались от предыдущих кризисов, что сломало существующие модели.
Экономисты не имели материалов для описания ситуации, поскольку обычно данные публикуются в конце квартала или года. Росстат, в отличие от Гидрометцентра, не измеряет текущую температуру, отметил Константин Сонин.
Никто не знал, как будет действовать в новых обстоятельствах та или иная политика. Было понятно, что нужны ограничительные меры, что многие люди останутся без работы и им придется помогать. В итоге все государства приняли программы помощи разного масштаба. Так, российское правительство медлило с антикризисными мерами, а пакет, принятый 11 мая 2020 года, помогал, в основном, малоимущим.
Другим важным вопросом был характер использования помощи ее получателями: истратят они ее или нет, как это может повлиять на инфляцию и возможность сохранения мягкой денежной политики.
Американские экономисты запросили информацию у банков, как меняются расходы домохозяйств после получения чека о помощи. Данные показали, что уже на следующий день после того, как пришел чек, расходы резко возрастали. Вопреки распространенному мнению такой результат был неочевиден.
Чтобы выяснить последствия ограничительных мер экономисты сегодня проводят эксперименты, которые отражают реальные жизненные ситуации, способные дать ответы на макроэкономические вопросы. В частности, американские экономисты Гулсби и Сиверсон сравнили посещение магазинов одинаковой ценовой категории на соседних улицах. Поскольку они вводились на уровне района, на одной из которых ограничения действовали, а на другой нет.
Выяснилось, что при двукратном снижении посещений магазинов, лишь малая доля (около 7%) была связана с ограничительными мерами. Значительно больше на поведение людей повлияла боязнь заразиться коронавирусом.
Константин Сонин рассказал об исследовании, отражающем влияние уровня дохода на готовность к социальному дистанцированию. Это, полагает он, должно показать необходимость оказания помощи тем, кто не может жить на сбережения или уйти на дистанционную работу. Авторы воспользовались обезличенными данными, предоставленными мобильными сетями о перемещениях абонентов и протяженности их передвижений. Статистический эксперимент показал, что в относительно богатых районах люди начали дистанцироваться до введения ограничений, а после – усилили дистанцирование, в бедных районах это не наблюдается. Это, по мнению профессора, подтверждает тезис, что доход влияет на поведение.
Другое исследование, основанное на изучении данных о доступности телеканалов, показало, что смотревшие программы «Фокс Ньюс», которые утверждали, что пандемии нет, а опасность болезни преувеличена, дистанцировались хуже, чем не смотревшие эти передачи.
На отношение к ограничительным мерам сказывались также политические предпочтения. Выяснилось, что районы, где Трамп получил большую долю голосов на выборах 2016 года, дистанцировались хуже, чем на территориях, голосовавших за Клинтон.
© iStock
Сторонники Трампа долгое время считали отказ от масок признаком доблести, но отреагировали на твит президента в июле 2020 года о том, что ношение масок – это патриотический долг. Люди, не верившие в коронавирус и ношение масок, резко поменяли свое мнение.
По мнению Константина Сонина, российские данные по коронавирусу и смертности недостаточно качественно собираются и нередко меняются в политических и управленческих целях, однако некоторые данные невозможно фальсифицировать. К ним в частности, относятся сведения об избыточной смертности, собираемые ЗАГСами, по ним, полагает эксперт ВШЭ, можно с помощью определенных статистических процедур восстановить и данные о заболеваемости коронавирусом.
Участники вебинара задали докладчику вопросы, в частности, о зависимости готовности вакцинироваться от уровня доверия к правительству.
По словам Константина Сонина, люди часто объясняют отказ от прививок недоверием правительству, но это не всегда главный мотив. В США значительная часть населения негативно относилась к вакцинации. Особенно ярко это проявлялось у сторонников Трампа и республиканской партии. Однако сейчас разница в уровне вакцинации «республиканских» и «демократических» штатов значительно ниже, чем показали опросы.
В России, отметил Константин Сонин, многие не хотят вакцинироваться, но в последнюю неделю заметен резкий рост числа привившихся. Многих убеждает личный пример друзей и соседей, и они идут вакцинироваться. Сложно провести исследование о связи доверия к правительству и успешной борьбы с пандемией из-за трудности определения критерия успеха.
В частности, Россия одной из первых разработала качественную вакцину, но в ней низкие темпы вакцинации, в США отмечалась большая избыточная смертность, но вакцинация идет быстро. «Нет хорошей метрики, что эта страна хорошо справилась, а эта – плохо», – считает Константин Сонин.
Он полагает, что выводы работы американских исследователей частично применимы и к России: поведенческие особенности близки. Бедные в нашей стране дистанцировались меньше, социальная помощь была важна и помогала социальному дистанцированию.
На низкие темпы вакцинации также повлияло одобрение «Спутника V» до окончания испытаний, что, по мнению Константина Сонина, было невынужденной ошибкой. Кроме того, распространение негативных сведений про зарубежные вакцины также повлияло на готовность населения прививаться. На изменения настроений россиян и их отношения к вакцинации в последнюю неделю, как полагает он, повлияли сообщения о росте смертности и, в меньшей степени, обязательность прививок для ряда категорий работников.
В завершение вебинара, его ведущий, академический руководитель онлайн-магистратуры «Экономический анализ» Елена Вакуленко поблагодарила Константина Сонина и участников вебинара за интересный доклад и содержательные вопросы. «Мы поговорили об очень актуальной проблеме, касающейся каждого из нас», - резюмировала Вакуленко.