Вероника Никишина, генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) встретилась со студентами бакалавриата и магистратуры факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. Слушатели лекции и участники деловой игры обсудили ключевые вопросы, связанные с формированием культуры экспорта в предпринимательской среде.
Тему лекции Вероника Никишина определила как «предпринимательство в разрезе экспорта»: какие знания, теоретические и практические, нужно приобретать, чтобы вести успешный экспортный бизнес, что нужно знать, чтобы уметь заключать успешные сделки. Чем государство помогает и чем еще может ему помочь для того, чтобы он стал полноценным участником глобальных рынков? Декан факультета мировой экономики и мировой политики Сергей Караганов, представляя спикера, напомнил, в частности, об эффективной деятельности Вероники Никишиной в Евразийской экономической комиссии в качестве министра по торговле.
Вероника Никишина, Фото: Eurasiancommission.org
Глава РЭЦ обсудила со слушателями вопрос — как сегодня структурируется российский экспорт, каковы приоритеты предпринимателей. В общих категориях экспорт делится на сырьевой и несырьевой (несырьевой энергетический и несырьевой неэнергетический). Увеличение доли второй категории — это то, к чему нужно стремиться. Продукция, относящиеся к несырьевому экспорту, это товары той степени переработки, которая нужна, чтобы не было основания «даже в стереотипах называть нашу страну сырьевым придатком», тем более, что это уже не соответствует действительности, рассказала Вероника Никишина.
По официальным данным, сейчас 54% товаров российского экспорта не относятся к категории сырьевых
На первом месте продовольствие, включая зерно, о чем многим известно, но также и мясная продукция, которая начинает с успехом завоевывать зарубежные рынки, говорит глава РЭЦ. На втором месте товары химической промышленности, включая продукцию высокого передела. На третьем — металлургическая промышленность, а на четвертом — машиностроение.
Экспорт — это драйвер экономики любой страны, и государство старается поддерживать предприятия, стремящиеся к вывозу своей продукции за рубеж. Вероника Никишина напомнила, что после десятилетий, когда экспорт был монополией государства, российские предприятия во второй половине 80-х годов прошлого века начали выходить со своей продукцией за рубеж. Не хватало ни знаний, ни опыта, потому против них было применено множество антидемпинговых мер, некоторые из которых действуют и сегодня. Сегодня государство создало систему, помогающую преодолевать торговые барьеры: 10 лет назад появилось Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР), затем — Росэксимбанк, а затем — Российский экспортный центр (РЭЦ).
Среди предприятий, заинтересованных в выходе на экспортную деятельность, есть крупные, средние и малые, работа с ними требует разных алгоритмов. В числе инструментов: субсидиарная поддержка, финансирование части процентной ставки по кредитам, возможность отсрочки возврата валютной выручки и другие. Есть и нефинансовые инструменты. Самое главное, что нужно для развития экспорта — это синергия работы самого предпринимателя и действий государства, уверена Вероника Никишина. При этом важно, отметила она, чтобы не было иждивенческих настроений, что государство что-то должно сделать за предпринимателя. Со стороны предпринимателей растет запрос на знание, информацию со стороны компаний, имеющих экспортный потенциал. «Ваша специальность будет очень востребована», - заключила глава РЭЦ, обращаясь к студентам.
По окончании лекции ее слушатели приняли участие в деловой игре. Всем присутствующим предложили представить себя в Токио на ЭКСПО-2025, часть аудитории взяла на себя роль экспортеров российского мороженого, в составе четырех разных компаний; другие — роль импортеров из Китая, ОАЭ, Италии и Германии. Была поставлена задача — убедить потенциального покупателя заключить сделку.