Законодательство никак не связано с индексом избегания неопределенности, а изучение страны на предмет гибкости — монументализма может говорить нам о среднем возрасте беременности ее граждан. Доктор наук из Варненского университета менеджмента (Болгария) Михаил Минков решил повторить одно из известнейших культурных исследований и выдвинул гибридную версию теории под названием «модель Минкова — Хофстеде». Свои научные изыскания и самые яркие выводы он представил на XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции в докладе «Обновленная модель культуры Хофстеде и ее связь с социально-экономическим развитием».
Теория Хофстеде: меняем к лучшему
Однажды Михаил Минков решил пересмотреть подходы нидерландского социолога Герта Хофстеде, который в середине прошлого века, используя факторный анализ, разработал теорию культурных измерений. Она, в частности, показывает влияние культуры общества на ценности его членов и то, как эти ценности соотносятся с поведением.
«У данной культурной теории есть историческая значимость, но потерялась практическая», — подчеркивает Михаил Минков. И это стало причиной для изменения подходов.
В свое время Герт Хофстеде выделил 4 независимых культурных измерения, с помощью которых можно описать и проранжировать ценности 40 стран. Михаил Минков решил протестировать результаты на основе двух баз данных: International Social Survey Program и The MediaCom. Выводы исследования почти не показали связи между этими критериями и свидетельствовали об актуальности пересмотра модели. Так появилась новая, гибридная модель Минкова — Хофстеде. В основе обновленного подхода — два ключевых индекса: «индивидуализм — коллективизм», который достался в наследство от Герта Хофстеде, и «гибкость — монументализм», который привнес уже сам Михаил Минков. Благодаря такому сочетанию модель может объяснить различные социально-экономические закономерности.
Путь к новому культурному измерению
Основные столпы изначальной модели: дистанция власти, избегание неопределенности, индивидуализм — коллективизм, мужественность — женственность.
Согласно классической концепции считалось, что невротизм общества напрямую связан с установлением государством жестких правил для снижения неопределенности, в то время как маскулинность проявлялась через желание получить хорошее образование и сделать достойную карьеру. Статистика данные выводы не подтвердила.
Михаил Минков провел второе исследование в 2014–2016 годах с участием 53 тысяч респондентов и предложил свой вариант данного культурного фреймворка. Его основная идея состоит в уходе от двух неработающих критериев при сохранении одного: «индивидуализм — коллективизм». Эксперт считает, что коллективистские сообщества формируют единый стиль жизнь внутри себя, что ведет к строгому конформизму. Это влечет за собой жесткую систему правил, которую несложно соблюдать вместе, в то время как индивидуализм способствует смягчению правил для граждан и большей свободе. Через индекс «индивидуализм — коллективизм» можно объяснить такие показатели общества, как иерархия и статусность.
Фото: iStock
Однако для полного анализа национальной культуры одной оси недостаточно, поэтому Михаил Минков предлагает добавить свой индекс: «гибкость — монументализм». Он является обновленной версией параметра «долгосрочная ориентация», который выделил Герт Хофстеде в своей теории.
В относящихся к монументализму странах человеку свойственно ощущать свое совершенство, испытывать чувство гордости и иметь сниженную мотивацию к личностному росту. Помимо этого, в таких обществах хорошо развита культура взаимопомощи, которая еще больше подавляет мотивацию к личностному росту. Это приводит к низкому желанию получать хорошее образование, так как человек знает, что он всегда может рассчитывать на помощь. В таким местах, исходя из анализа эксперта, выше риск преступности, более распространена подростковая беременность и более сильная ориентация на свои желания и потребности.
Гибкие страны являются полной противоположностью. Там человек знает, что он не идеален. Отсюда вытекает постоянный курс на саморазвитие, так как отсутствует подушка безопасности в виде помощи от сограждан. Такие страны делают большой акцент на образовании, семьи позже заводят детей, люди придерживаются социальных норм и часто сдерживают свои чувства.
С помощью данного индекса можно также объяснить уровень коррупции, математические достижения, количество несчастных случаев. Даже частота развития близорукости коррелирует с индексом гибкости — монументализма. Связано это с медицинской логикой: где данный индекс выше (больше гибкости), больше ценятся образование и различные научные достижения, а компьютер и книги сильно портят зрение. Говоря про коррупцию, можно вспомнить недавний случай с землетрясением в Турции: высокий уровень коррупции приводит к снижению безопасности всего населения.
Если мы представим два данных критерия в виде осей на карте, то обнаружим, что в Скандинавии и Германии господствует индивидуализм, в то время как коллективизм активно распространен возле экватора. Монументализм же свойственен Латинской Америке, а гибкость — Восточной Азии.
Положение России достаточно интересно, так как совпадает с географическим расположением на карте. Страна находится между Европой и Азией по совокупности данных критериев, отметил Михаил Минков.
Бедность не проблема
Существует мнение, что коррупция, катастрофы и риски свойственны развивающимся странам из-за более низкого уровня экономического благополучия. Михаил Минков с этим категорически не согласен. Во-первых, многие развивающиеся страны сокращают разрыв, иногда, правда, из-за стагнации развитых стран. Во-вторых, «экономическое развитие — достаточно комплексное понятие, которое будет интересно исследовать вместе с экономистами, но они в культуру не верят», констатирует эксперт.
Михаил Минков убежден, что даже если наладить экономические показатели, то благосостояние и стиль жизни в коллективистских странах не изменятся, — дело в ценностях. Данные результаты также согласуются с теорией Life-history strategy. Исходя из ее предпосылок, проблема не в более низком уровне жизни или недостаточном в сравнении с другими странами экономическом развитии — вопрос в среде, которая является враждебной и формирует определенные паттерны для выживания.