В текущем году завершается срок реализации «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы». Насколько эффективно решались задачи, обозначенные в документе, какие инструменты намечается заложить в стратегию, разрабатываемую на 2024–2030 годы, эксперты обсудили на научно-практической конференции «Финансовая культура детям и молодежи: инвестиции в успех».
Она была организована Федеральным методическим центром по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ совместно с Межрегиональным методическим центром по финансовой грамотности ИДПО НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Конференция прошла в рамках Петербургского международного образовательного форума, она стала площадкой для обсуждения актуальных задач развития человеческого капитала как основного фактора конкурентоспособности экономики через формирование финансовой грамотности детей и молодежи.
Начальник отдела мониторинга финансового сектора, организационного обеспечения и сводной работы Департамента финансовой политики Минфина России Дмитрий Фролов, открывший конференцию, напомнил участникам, что стартовой точкой послужило принятие государственной «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы», где и была поставлена задача создать основы для формирования финансово грамотного поведения граждан как необходимого условия повышения уровня и качества жизни.
Фото: Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования»
«Тогда, в 2017 году, мы понимали, что для прорыва необходимо, чтобы финансовая грамотность стала частью федеральных государственных стандартов общего образования», — сказал Дмитрий Фролов. Выработанный комплекс мероприятий лег в основу деятельности в этом направлении. По словам Дмитрия Фролова, за период действия стратегии специалисты Минфина России совместно с коллегами из Центрального банка, Министерства просвещения и образовательных учреждений провели колоссальную работу, финансовая грамотность вошла в федеральные государственные стандарты общего образования. «У нас сложилась завершенная структура тех компетенций, которые мы должны сформировать у учащихся на всех ступенях общего образования», — добавил представитель Минфина России.
«Основная задача по формированию финансово грамотных школьников отводится учителям», — сказала главный специалист отдела аттестации и повышения квалификации педагогических кадров Комитета по образованию Санкт-Петербурга Наталья Михайлова. По ее мнению, в этом процессе большую роль также играют другие участники образовательного процесса — дети и их родители. Она рассказала, что для вовлечения их в эту деятельность созданы проекты, которые пользуются большой популярностью, например «Твой бюджет в школах». Вызывают интерес также чемпионаты по финансовой грамотности. О внимании государственных структур к этой задаче говорит и то, что в 2023 году на реализацию проекта, например, в бюджете Санкт-Петербурга предусмотрено 90 млн рублей.
Эксперт Дирекции финансовой грамотности Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ Татьяна Воротникова полагает, что повышать финансовую грамотность среди детей младшего школьного возраста можно с помощью партнерства с креативными индустриями. По ее словам, с этой целью вместе с создателями мультфильмов было выпущено несколько серий популярных мультсериалов «Смешарики» и «Простоквашино», посвященных финансовой грамотности. «В одной из серий герои набрали кредитов и не могут их вернуть», — делится опытом Татьяна Воротникова. Дети с большим интересом смотрят, как герои мультфильма принимают решения.
Как рассказал ректор Академии Минпросвещения России Павел Кузьмин, академия и Банк России в июле 2022 года заключили соглашение о сотрудничестве по целому ряду направлений: «Мы сотрудничаем в сфере разработки и проведения экспертизы образовательных программ, ресурсов и методических материалов по финансовой грамотности, ее интеграции в образовательные программы и курсы».
Фото: Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования»
Подытожил выступления коллег по поводу реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации руководитель Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ, заслуженный экономист России, доктор экономических наук, профессор Николай Берзон.
«На первом этапе была создана федеральная методическая сеть. Вверху этой пирамиды — федеральный методический центр, на который была возложена задача разработки методических материалов, программ обучения и так далее. После этого во всех субъектах РФ были созданы региональные методические центры», — напомнил профессор. Обучение сегодня идет по двум трекам. Первое направление — базовая программа повышения квалификации учителей финансовой грамотности, она рассчитана на 72 часа, что достаточно для получения всего комплекса знаний. По этой программе уже прошли обучение более 43 тысяч учителей, рассказал Николай Берзон. Второй трек связан с тем, что в федеральные образовательные стандарты общего образования по математике, окружающему миру, обществознанию и географии введены элементы финансовой грамотности. Этот трек — повышение квалификации педагогов-предметников по соответствующим дисциплинам.
«Сейчас мы завершаем первый этап национальной стратегии, который длится с 2017 по 2023 год, — продолжил Николай Берзон. — Задачи этого этапа более или менее решены. Перед нами стоит уже следующая задача — разрабатывается национальная стратегия повышения финансовой грамотности с 2024 по 2030 год. Теперь Минфин России и Центральный банк РФ ставят вопрос о том, что финансовая грамотность — это только первый шаг. Далее нам надо добиваться того, чтобы в России жили финансово культурные люди. Финансово грамотный человек знает про проценты, про кредиты и другое, а финансово культурный человек применяет это в своей жизни, реальной деятельности».