Востребованность платного высшего образования в России в последние годы снижается, спрос на бюджетные места достиг «потолка», говорит нам статистика. Однако по стране ситуация отличается: в столичных вузах поток абитуриентов растет, а во многих регионах одаренные школьники все чаще вместо 10-го класса идут в профильные техникумы и колледжи. Перспективы и тренды развития отрасли обсуждали эксперты и представители вузов в рамках семинара Института образования НИУ ВШЭ «Рост, замещение и стагнация спроса на высшее образование. Что будет дальше в разрезе студенческих столиц и регионов?»
Государственная политика в области высшего образования направлена, в первую очередь, на баланс спроса на кадры различной квалификации и предложения обучения по ним в вузах, чтобы на рынке труда в стране не было дефицита. Также она нацелена на поддержку региональных вузов и развитие в приоритетном порядке технологических направлений подготовки.
Существует статистика, позволяющая отследить динамику поступлений в столичные и региональные вузы, а также уровень подготовки абитуриентов и их спрос на определенные специальности в целом. Более детально обсудить складывающуюся картину на основании данных Мониторинга качества приема в вузы, который ежегодно проводит Высшая школа экономики, и их анализа, сделанного Центром финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, предложил профессор Центра Кирилл Зиньковский.
Больше бюджетных мест для регионов
До 2018 года спрос на высшее образование в России планомерно рос, как в рамках бюджетного приема, так и в рамках платного обучения. Спрос на платное образование с 2018 года стал снижаться: в 2022 году на платной основе в вузы были зачислены примерно 190 тысяч человек, что на 5% ниже, чем планка 2018 года.
Как отметил Кирилл Зиньковский, замещение спроса на платное образование частично связано с увеличением контрольных цифр приема (КЦП, количество бюджетных мест, на которые осуществляется набор по разным направлениям подготовки и формам обучения — Ред.) в 2019–2020 гг., и уже в 2021 году снижение спроса на обучение за деньги прекратилось, закрепившись на стабильном уровне.
Бюджетное образование, напротив, с 2016 до 2021 гг. демонстрировало устойчивый рост по числу абитуриентов. Так, в 2018 году «на бюджет» поступили 300 тысяч человек, а через 4 года — уже примерно 350 тысяч. Эксперты отмечают, что если у государства была цель поддержать семьи и вузы в условиях ухудшения экономического положения в стране, то поставленной цели удалось достичь.
График «Прием бюджетный и платный за 2015–2022 гг.» из презентации докладчика Кирилла Зиньковского
По словам Кирилла Зиньковского, спрос на высшее образование «не уперся в потолок» только в Москве, где находятся многие топовые вузы страны. Также в Москве продолжает сохраняться положительная динамика по числу зачисленных на платное обучение, в то время как в российских регионах и в другой студенческой столице — Санкт-Петербурге — число «платников» практически не меняется.
Рост спроса на высшее образование в Москве подкрепляется и ростом стоимости обучения. При этом эксперты говорят, что «ценники» самих образовательных программ и в Москве, и в регионах практически не менялись, но в столице изменилась структура спроса: на более дорогие программы он увеличился, соответственно, стоимость обучения в вузах показала рост в среднем на 41 тысячу рублей с 2020 года по 2022 год. По итогам 2022 года средняя стоимость обучения в вузах Москвы составляла порядка 300 тыс. рублей — для сравнения, в Санкт-Петербурге этот показатель достиг 234 тыс. руб., в других регионах страны — 137 тыс. руб.
Стране нужны инженеры и техники
Несмотря на многолетнюю декларацию приоритета инженерно-технической подготовки, динамика реального спроса абитуриентов на эти направления подготовки (кроме ИТ) не показала эффективность взятого курса. В регионах доля спроса на обучение техническим дисциплинам пока меняется незначительно, а вот в Санкт-Петербурге и Москве — с 2015 года снижается.
График «Динамика структуры бюджетного и платного приема в регионах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга» из презентации докладчика Кирилла Зиньковского
«Совокупный спрос на технические направления подготовки поддерживается за счет перераспределения бюджетных мест от «лириков» к «физикам», что приводит к выдавливанию спроса «лириков» в платное образование», — отмечает Кирилл Зиньковский.
В регионах набор на технические специальности увеличивался до 2021 года. Но позитивной тенденцией назвать это нельзя, потому что показатель «качества» абитуриентов не рос и значительно уступал столицам — не более 1000 зачисленных с результатами ЕГЭ 80+ баллов за год в период с 2016 по 2020 гг. Эксперты отмечают, что качество приема в региональных вузах постепенно улучшается. В регионах выросло число высокобалльников по математическим, социально-экономическим и IT-специальностям, но это не касается инженерных направлений подготовки.
«Действительно остро сейчас стоит проблема оттока высокобалльников за пределы региона. Чем ближе к Москве расположен субъект, тем острее чувствует региональный вуз эту боль на себе», — соглашается ректор Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ) Михаил Краснянский. По его словам, здесь на органы управления на уровне регионов ложится важная задача — корректировать образовательную политику так, чтобы не терять компетентные кадры.
В то же время Михаил Краснянский обращает внимание, что в последние 3–4 года в Тамбовской области растет качество приема абитуриентов в средние профессиональные образовательные учреждения: из школы после 9-го класса уходят далеко не троечники, есть ряд классов IT и технических специальностей, где классы набраны из абитуриентов со средним баллом аттестата 5.0. «Раньше это были дети, которые шли в 10 класс и составляли опору для показателей школы и сдачи ЕГЭ. Теперь эта категория абитуриентов поступает в ССУЗ на основании конкурса аттестатов, и, как показывает практика, зачастую такие молодые люди после университетских колледжей продолжают свое обучение в этом же региональном университете», — отмечает ректор ТГТУ.
Первый проректор того же вуза Наталья Молоткова обратила внимание на другую существующую сейчас проблему: сниженный интерес абитуриентов к сдаче ЕГЭ по таким «сложным» предметам, как химия и физика, влияет на низкое количество поступающих в педагогические вузы по этим специальностям.
«Мы получаем отсроченных эффект нехватки учителей по химии и физике и, соответственно, неготовность школ обеспечить растущее число абитуриентов по техническим специальностям — готовить к ЕГЭ по физике, химии и биологии некому», — констатирует она. По мнению Молотковой, проблема качества приема в региональных вузах на все специальности, включая технические, требует многофакторного анализа, который затронет и изучение динамики на уровне СПО.