Агентство стратегических инициатив отметило увеличение интереса к Арктике, Сибири и Дальнему Востоку
Интерес к внутреннему туризму растет у россиян. Так, по сравнению с 2023 годом, спрос вырос на 10% - с 77% до 87%, говорится в исследовании о ключевых трендах в туризме и индустрии гостеприимства, подготовленном Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с группой компаний "Б1". Об этом пишет ТАСС.
"В 2024 году сохранялся высокий интерес к внутреннему туризму: 87% россиян с удовольствием путешествовали по стране, что превысило показатель 2023 года (77%). <…> В 2025 году данный тренд может усилиться, что создает предпосылки для развития новых направлений и форматов отдыха внутри страны", - сказано в исследовании.
Кроме того, еще одним важным трендом в АСИ назвали открытие новых направлений и рост межрегиональных поездок. Так, например, значительно увеличился интерес к Арктике, Сибири и Дальнему Востоку. По данным исследования, число желающих посетить Дальний Восток выросло с 17% в прошлом году до 29% в этом. "В 2024 году путешествия на выходные в соседние регионы стали популярнее, причем 80% респондентов рассматривали такой формат отдыха. Этот тренд на мобильность, вероятно, продолжится в 2025 году", - отмечается в исследовании.
Другим важным направлением стало развитие транспортной инфраструктуры. Так, доля путешествующих на самолете с 2022 года выросла с 28% до 47%. Особую популярность приобрели и путешествия на автомобиле - 53% туристов, по данным исследования, остались довольны поездками на машине.
Активно в стране продолжает развиваться и экотуризм, а также инфраструктура особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Так, в 2024 году менее половины россиян (40%) имели опыт посещения ООПТ, хотя интерес к отдыху в заповедных местах остается высоким - на уровне 86%, что подчеркивает потенциал развития экотуризма в России. Кроме того, отдельным масштабным трендом в исследовании назвали развитие индустрии отдыха на природе - кемпинги, караванинг (путешествия в автодомах), походы, велопутешествия и приключенческий туризм. Всего в эту категорию можно выделить более 400 видов активностей.
Возрастает и интерес молодого поколения (25-35 лет) к оздоровительному отдыху. По данным исследования, аудитория российских санаториев становится гораздо моложе, а также в 2024 году еще больше вырос интерес людей к санаториям в своем или соседнем регионе. Благодаря возросшему интересу и сами туристические организации осваивают сберегающие здоровье и оздоровительные технологии.
Важные факторы при выборе путешествия для россиян
В исследовании также назвали несколько основных факторов, являющихся наиболее значимыми для путешественников в России. Ими стали лояльность и возвратность, планирование и самостоятельность (использование, например, онлайн-сервисов бронирования), а также фактор стоимости путешествий. Так, 90% респондентов обращали внимание на стоимость проживания и 91% - на транспортные расходы.
Важным для россиян также стал стандарт комфорта и разнообразия при путешествии с детьми, например, наличие семейных маршрутов. Для многих ключевой является и возможность путешествовать с домашними питомцами. По результатам исследования, только треть российских отелей готовы принимать гостей с питомцами, хотя спрос на такие номера продолжает расти.
Поддержка бизнеса
Результаты исследования показали, что информированность бизнеса о мерах государственной поддержки в 2024 выросла. Например, по сравнению с 2023 годом информированность о субсидиях выросла с 63% до 69%, а о льготных кредитах - с 28% до 44%. При этом исследование выявило разрыв между осведомленностью предпринимателей о мерах государственной поддержки и их практическим использованием. По данным АСИ, в следующем году ожидается рост числа предпринимателей, которые будут пользоваться господдержкой, что усилит конкуренцию и приведет к появлению новых качественных предложений для туристов.
Подготовка кадров
Однако ключевым барьером для развития отрасли остается неподготовленность кадров. "Подготовка квалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям индустрии (включая гидов-переводчиков, экскурсоводов, инструкторов-проводников, специалистов по инклюзивному туризму и курортной медицине), станет одним из приоритетов", - говорится в исследовании АСИ. Например, планируется создание учебных центров, сочетающих образовательные пространства, практико-ориентированные площадки и учебные гостиницы.
Итоги исследования
Подводя итоги проведенного исследования в АСИ отметили, что "постепенно идет смена привычного "пассивного" способа отдыха на активный самостоятельный", что означает, что "все больше людей хотят быть не просто туристами, а путешественниками". Кроме того, людям стало интереснее узнавать про жителей регионов, которые они посещают, знакомиться с их бытом и традициями. "Внутренний туризм на подъеме, и цель турбизнеса - "утолить жажду путешествий" разных аудиторий", - заключили авторы исследования.