Антимонопольные органы не справляются с контролем за властью корпораций. Чтобы исправить ситуацию, необходима более агрессивная политика против консолидации и широкое сотрудничество между ведомствами и экспертами на международном уровне. Об этом шла речь на Центральноазиатском круглом столе по конкуренции, недавно прошедшем в Алматы, организованном при участии Вышки.
В Алматы состоялся Центральноазиатский круглый стол по конкуренции 2024, организованный Агентством по защите и развитию конкуренции (АЗРК) Республики Казахстан совместно с Международным центром конкурентного права и политики БРИКС Высшей школы экономики. В мероприятии приняли участие эксперты и представители антимонопольных органов из более чем 15 стран Центральной Азии и Большой Евразии (таких как Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Азербайджан, Китай, Грузия, Турция и Иран), а также ряда других стран (Венгрии и Малайзии, Бразилии и Египта, Великобритании и США) и представители международных организаций — Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и ЕЭК. Участники обсудили актуальные проблемы развития конкуренции на национальном и международном уровнях.
Марат Омаров, председатель казахстанского Агентства по защите и развитию конкуренции, подчеркнул, что агентство видит своей задачей расширение конкуренции и повышение эффективности антимонопольной политики, особенно на социально значимых рынках, которые имеют непосредственное влияние на жизнь потребителей, — рынках продовольствия, фармацевтики, транспорта и «цифры». «Крайне важно развивать сотрудничество между антимонопольными органами и экспертными, академическими кругами на международном уровне — эффективное правовое регулирование уже давно не может замыкаться внутри национальных границ», — сказал он.
Пленарное заседание круглого стола модерировал директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ (Центр БРИКС) Алексей Иванов. Дискуссию открыл Фредерик Женни, председатель Комитета по конкуренции ОЭСР. Он представил свои соображения о том, как сделать антимонопольные органы более эффективными.
Первым в списке вопросов для обсуждения, по его мнению, стоит расширение целей антимонопольного регулирования. «Помимо того что антимонопольное законодательство должно улучшать жизнь потребителей и, следовательно, защищать их благосостояние, мы видим, что существуют и другие экономические цели: устойчивое развитие, равенство, всевозможные социальные вопросы», — считает он. Адвокатирование конкуренции очень важно, чтобы потребители в том числе знали о возможных преимуществах конкуренции и о том, что значит быть активным проводником конкуренции. Чтобы быть эффективным, закон о конкуренции должен быть понятен и ему должны доверять. Фредерик Женни отметил, что необходимо развивать международное сотрудничество, чтобы избегать дублирования расследований — антимонопольные органы с их скудными ресурсами должны быть нацелены на максимально эффективную работу.
Алексей Иванов и Фредерик Женни, фото: Высшая школа экономики
«В качестве механизма сотрудничества, которого еще не существует, но который был бы полезен, мы можем предложить одну из двух систем. Первый вариант — когда антимонопольные органы рассматривают дело совместно. Это обеспечит согласованность результатов, а также экономию на масштабах правоприменения. Второй из возможных механизмов — это система, согласно которой антимонопольные органы признают и вводят в действие решение, принятое в другой юрисдикции», — изложил свои идеи Фредерик Женни.
Тереза Морейра, руководитель подразделения по конкуренции и потребительской политике ЮНКТАД, отметила, что региональные инициативы, в частности те, в которых участвуют развивающиеся страны, чрезвычайно важны. «Они позволяют странам, которые только начинают развивать конкурентную политику или более ограничены в ресурсах, получать выгоду от совместных действий, обмена персоналом, объединения ресурсов и идей. Это оказывает реальную поддержку менее подготовленным ведомствам и увеличивает общее влияние на глобальные компании», — полагает она.
Элеанор Фокс, профессор Школы права Нью-Йоркского университета, говоря о проблемах регулирования цифровой сферы, упомянула, что антимонопольным ведомствам, которые ограничены рамками национальных законодательств своих государств, сегодня становится все сложнее контролировать транснациональные корпорации — и это притом, что мировые технологические гиганты по своим размерам уже обогнали некоторые страны. Например, Microsoft достигла рыночной капитализации в 3 трлн долларов.
Элеанор Фокс (по видеосвязи), фото: Высшая школа экономики
«Мы видим, как во многих юрисдикциях регуляторы пытаются контролировать мощь цифровых гигантов, но это очень фрагментированные усилия. Зачастую сами конкурентные ведомства не всегда владеют необходимыми технологиями. Поэтому конвергенция, объединение усилий регуляторов необходимы, хотя и очень труднодостижимы, — считает Элеанор Фокс. — Антимонопольный центр БРИКС под руководством Алексея Иванова как раз пытается продвигать эту инициативу и разрабатывать общие нормы, что очень ценно. Подобная же работа ведется в Африке и в рамках АСЕАН».
Кристина Каффарра, председатель Центра исследований экономической политики (CEPR), считает, что уровень экономической концентрации сегодня достиг беспрецедентных значений и антимонопольные органы не справляются с контролем за властью корпорацией. «Мы практически ничего не блокируем. Слияния происходят все время, а средства защиты совершенно неэффективны, — говорит эксперт. — Нам необходима более агрессивная политика против консолидации».
В своем докладе Алексей Иванов подчеркнул, что только межстрановое сотрудничество антимонопольных ведомств способно дать адекватный ответ на вызовы экономической концентрации. Текущий проект Центра БРИКС посвящен сотрудничеству по рассмотрению сделок слияний и поглощений в рамках БРИКС через призму раздела F Комплекса принципов и правил конкуренции ООН, единственного существующего на сегодняшний день международного соглашения по конкуренции в мире.
«Мы провели анкетирование, посвященное теме расширения сотрудничества, выходящего за рамки Меморандума о взаимопонимании в области сотрудничества в сфере конкурентного законодательства и политики стран БРИКС 2016 года. Все ведомства считают формат сотрудничества успешным и хотят углублять кооперацию», — сказал он.
Было предложено также повышать эффективность в обмене информацией между ведомствами, проводить совместные исследования рынка и запустить совместные образовательные программы для обучения персонала и единый механизм подачи заявок на рассмотрение сделок.
Андрей Цыганов, фото: Высшая школа экономики
Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов, говоря о судебной практике по антимонопольным делам, отметил, что антимонопольные дела в судах, особенно те, которые касаются новых технологических рынков, могут рассматриваться годами. «Поэтому очень важен баланс между должной скоростью принятия решений об установлении факта нарушения и применения санкций к нарушителям, особенно в условиях быстрых технологических изменений, и сохранением высоких стандартов доказывания по делам о нарушении конкуренции», — полагает Андрей Цыганов.
Джафар Бабаев, фото: Высшая школа экономики
Джафар Бабаев, заместитель руководителя Государственной службы по антимонопольному регулированию и контролю за потребительским рынком при Министерстве экономики Азербайджанской Республики, назвал важнейшим аспектом в конкурентной политике стран Центральной Азии принцип конкурентной нейтральности. «В нашем регионе много стран, получивших в наследство от плановой экономики крупные государственные компании — так называемые естественные монополии, которые действуют в сфере коммунальных услуг, телекоммуникаций, энергетики, железнодорожных перевозок и т.д. По сравнению с 90-ми годами прошлого века количество этих монополий сократилось, но они по-прежнему играют очень важную роль в азербайджанской экономике, и антимонопольные органы должны бороться с риском нарушения конкурентного нейтралитета, — рассказал он. — Наш приоритет — обеспечение равных возможностей для естественных монополий и представителей частного сектора. Мы видим ключ к успеху конкурентной политики сегодня в международной кооперации».