Лингвист из Санкт-Петербурга нашла эффективный способ помочь своему сыну справиться с дислексией и дисграфией, используя разработанную в НИУ ВШЭ методику. Какой подход позволил ребёнку сократить число ошибок в разы, улучшить почерк и память, она рассказала участникам «Нейрочетверга».
На научном семинаре Центра языка и мозга НИУ ВШЭ «Нейрочетверг» выступила Светлана Иванова, лингвист из Санкт-Петербурга и мама 10-летнего сына. Она рассказала об успешном опыте применения комплексной методики коррекции дислексии и дисграфии, предложенной научным сотрудником Центра Светланой Дорофеевой.
Светлана Иванова рассказала, что у ее ребенка были трудности с освоением письма и с обучением в школе в целом. Опыт работы со специалистами (логопедами, нейропсихологами) положительного результата не дал, и к началу 4 класса, несмотря на все усилия, у него сохранились стойкие ошибки при письме, быстрая утомляемость и плохой почерк.
По мнению докладчицы, преодолению проблем в обучении мешали:
- низкая осведомленность педагогов, одноклассников и их родителей о дислексии и дисграфии, из-за чего возникает непонимание и недоверие со стороны окружения;
- сложности с ранней диагностикой;
- отсутствие единого подхода к коррекции;
- нынешняя модель образования с высоким темпом и требованиями, из-за которой отстающим детям трудно исправить ситуацию.
Решение нашлось в статье Светланы Дорофеевой «Лингвистические аспекты коррекции дислексии и дисграфии: опыт успешного применения комплексного подхода». Методика автором методика состоит из трехнедельного интенсива (ежедневные занятия - 3-7 минут 12 раз в сутки), а затем поддерживающих занятий (сначала ежедневных, потом 2-3 раза в неделю) на период до года.

Светлана Дорофеева
Светлана Иванова связалась с автором методики и, получив рекомендации по ключевым аспектам, смогла самостоятельно подобрать необходимые упражнения с учетом особенностей своего сына. Занятия начали с легких для ребенка упражнений на различение фонем внутри слов, а также на замену звуков на парный согласный в словах, похожих по звучанию. В продолжение Светлана предлагала сыну задания на восприятие неречевых звуков в пространстве, на которые обычно не обращают внимания. Она подчеркнула, что такие упражнения можно проводить в дороге или на прогулке — эта активность стимулирует остроту внимания и творческое воображение. Упражнения не вызвали затруднений и помогли поддержать мотивацию ребенка, а также привыкнуть к необычному графику занятий.
На четвертый день программы начался следующий блок, нацеленный на коррекцию зрительно-пространственных трудностей при дисграфии. Светлана ставила своей целью «переформатировать навык письма», то есть отучить ребенка от непродуктивных стереотипных вариантов написания букв (например, незавершенные буквы и смешение зрительно похожих букв) и помочь освоить верные варианты написания. В этой части программы использовались зрительные и семантические ассоциации для запоминания, отработка написания букв в более крупном масштабе на фактурных поверхностях, тренировка верного восприятия левой и правой сторон с помощью определенных рисунков-подсказок на ладонях ребенка и т.д.
После первых успехов они перешли к использованию прописей и графическим диктантам, а также разным вариантам заданий на поиск отдельных букв в рядах или внутри слов. Дополнительно выполняли упражнение «робот», в котором ребенок дает маме команды — например, как дойти из одного места в другое. Для тренировки способности замечать составляющие сложных действий также использовали упражнение «программист», в котором ребенок должен был составить алгоритм выполнения простых действий для достижения знакомых результатов (например, сделать чай: открыть чайник и кран, налить воду, поставить чайник на плиту, включить плиту и вскипятить воду и т.д.). Для планирования более длинных фрагментов устной и письменной речи составлялись рассказы по картинкам. Дополнительно использовались приемы для улучшения навыков самопроверки письменных работ.
Докладчица подчеркнула, что важно проводить занятия в игровом формате, не напоминающем школьный, поскольку атмосфера школьных уроков была связана для ребенка с негативными переживаниями. Короткий формат занятий не позволял ребенку сильно устать. Также занятия чередовались с небольшими прогулками на свежем воздухе, нейропсихологическими упражнениями (в первой половине дня) и заданиями, нацеленными на расслабление (ближе к вечеру). Кроме того, из распорядка были исключены гаджеты, а школьные домашние задания в период интенсива не выполнялись — его проводили во время каникул.
Светлана Иванова отметила значительные улучшения в результате проведенного курса коррекционных занятий. В частности, количество ошибок в диктантах уменьшилось в несколько раз (в одном из диктантов, в котором до занятий ребенок ошибся 18 раз, после интенсива он не сделал ни одной ошибки), улучшению почерка, повышению успеваемости, мотивации и самооценки ребенка. Мальчик перестал путать стороны (право и лево), начал правильно писать буквы, у него улучшились память и речь. Он стал самостоятельно выполнять домашние задания, только в редких случаях обращаясь за помощью к родителям. Изменилось и поведение — он стал более спокойным и миролюбивым.
Светлана подчеркнула, как важно развивать навыки ребенка постепенно, от простого к сложному, активно прилагая усилия в зоне ближайшего развития.

Фото: iStock
Логопед и психолог Елена Барыбина рассказала, что многие родители не прислушиваются к рекомендациям специалистов и рассчитывают, что ребенок «перерастет» проблему. По ее мнению, опыт Светланы Ивановой, ее успех после внимательного отношения к сложностям ребенка и использования грамотной организации коррекционной работы следует максимально транслировать.
Светлана Дорофеева отметила, что профилактика дисграфии и дислексии в дошкольном возрасте и коррекция этих трудностей в раннем школьном возрасте достигает цели при подборе заданий с учетом особенностей детей, нацеленных на компенсацию дефицитов и при этом представленных в виде игровых активностей. Она рассказала, что нередко дети приходят к специалистам уже истощенными и растерянными из-за длительных неудач. Планируя коррекционные программы, следует учитывать время на отдых и восстановление ребенка, а также поддержать его.
Автор методики подчеркнула, что Светлана Иванова смогла самостоятельно подобрать упражнения с учетом дефицитов ребенка, потому что у нее было достаточно компетенций для этого — лингвистическое образование и дополнительное изучение нейропсихологии. Если же родители затрудняются с определением видов дефицита и подбором упражнений, важно обратиться к специалистам. Совместная работа может дать более быстрый и положительный эффект. При этом важен не только подбор упражнений, а именно комплексный системный подход.
Одна из участниц семинара поинтересовалась, как докладчик мотивировала и поощряла ребенка. Светлана Иванова пояснила: ее сын хочет учиться хорошо, и дополнительных поощрений не требовалось. Перед началом курса интенсивных занятий он опасался, что это будет похоже на школу, но когда получил опыт успеха, сомнения исчезли, и ребенок готов повторить интенсив.
Светлана Дорофеева обратила внимание участников, что интенсивный курс дал ребенку возможность хорошего старта и помог обрести уверенность. При этом очень важно не прекращать занятия, а продолжать менее интенсивные поддерживающие упражнения до получения устойчивого результата.