Казань готовится принять высокотехнологичный международный турнир «Игры будущего», который состоится в феврале 2024 года. Его особенность в том, что соревнования пройдут на стыке классических и цифровых видов спорта. Это движение становится культурным явлением, философией, получившей название «фиджитал» (physical + digital), и Россия — в авангарде этого явления.
Соединение киберпространства и физического пространства — это новый тренд, который не был оформлен в продукт до «Игр будущего», отмечал, выступая на Forum.Digital Sport 2022, председатель Наблюдательного совета, руководитель проекта «Игры будущего» Игорь Столяров. «Мы идем вперед в этой философии фиджитал. Многие спрашивают, что будет с международной составляющей турнира. Если у нас будут Китай, другие страны БРИКС, ШОС, страны СНГ, то это уже полмира», — сказал Игорь Столяров.
О победе Казани в заявке на проведение игр было объявлено на Петербургском международном экономическом форуме 2022 года. Конкурентами за право проведения игр были еще четыре города: Санкт-Петербург, Москва, Калуга и Сочи.
«Россия задаёт новый спортивный тренд, который крайне актуален. На днях Томас Бах заявил лишь о возможном создании Олимпийских киберспортивных игр, а наши Игры будущего уже пройдут в феврале 2024 года в Казани и, что символично, спустя ровно 10 лет с момента организации триумфальных Олимпийских игр в Сочи. Мероприятия по фиджитал- дисциплинам уже состоялись в 400 российских вузах, в 60 регионах зарегистрированы отделения Всероссийской федерации фиджитал-спорта», – сказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко в октябре на пленарном заседании XI Международного спортивного форума «Россия — спортивная держава» в Перми.
Международные соревнования пройдут на площадке выставочного комплекса «Казань Экспо». Для проведения игр планируется задействовать спортивные сооружения, возможности IT-квартала, а также Иннополиса.
С 23 февраля по 2 марта соберутся 256 команд и 2 тысячи человек для участия в 16 высокотехнологичных видах соревнований. Это масштабное спортивное событие на стыке спорта, науки и технологий, синергия классических и цифровых видов спорта.
Как пояснил заместитель проректора НИУ ВШЭ Илья Яськов, Казань для проведения «Игр будущего» подходит больше, чем какой-либо другой город: «Там проводилась Универсиада, там же был поставлен мировой рекорд по одновременному количеству участников хакатона “Цифровой прорыв”. Поэтому для проведения “Игр будущего”, которые сочетают спорт и цифру, город подходит идеально, он обладает еще и нужным кадровым ресурсом для того, чтоб все это организовать».
О масштабности этого мероприятия можно судить в том числе по объему средств, выделяемых на его проведение, — это свыше 6 млрд рублей. Сумму на проведение «Игр будущего» в размере 5,3 млрд назвал в феврале текущего года председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Еще 1 млрд рублей выделит Татарстан. Призовой фонд, который будет распределен по 16 дисциплинам турнира, также выглядит внушительно: его размер составит 25 млн долларов.
Каждая из дисциплин отвечает концепции фиджитал, то есть объединяет физическую культуру и киберспорт или VR-/AR-технологию, а значит, проверяет навыки атлетов в двух до сих пор никак не связанных направлениях. Цель таких соревнований проста: участники должны сначала доказать, кто из них лучший, за игровой консолью, а затем — в реальных спортивных состязаниях.
Фото: gofuture.games
Планируется, что на «Игры будущего» съедутся около 2 тысяч участников, а количество зрителей, наблюдающих за ходом соревнований на стриминговых площадках, составит более 150 млн. По словам Дмитрия Чернышенко, информация об играх направлена более чем в 100 дружественных стран, 29 стран уже подтвердили свое участие в них. Правила и концепция этого киберспортивного турнира пока дорабатываются, большую презентацию его организаторы намерены представить общественности ближе к началу соревнований. Но уже сейчас заявляется, что «Игры будущего» станут неким аналогом спортивной олимпиады, только для киберспорта в формате phygital.
«Киберспорт — это не просто соревнование небольшой группы людей, например 5 на 5. Киберспорт уже перерос даже стадию индустрии и стал культурным явлением, сформировав внушительные сообщества энтузиастов, болельщиков, профессионалов в смежных областях: медиа, искусство, IT, — говорит Илья Яськов. — Киберспорт как явление даже проник в музыку и кино, снимаются сериалы про киберспортсменов (довольно популярные), на концерты музыкантов, творчество которых посвящено киберспорту или, шире, геймингу, приходят тысячи людей. Важно развивать киберспорт, потому что там появляются свои кумиры, которые являются примерами для подражания в молодежной среде, и потому что это еще один язык общения с молодыми».