Инженеры, программисты, тестировщики стали доступнее на российском рынке труда после того, как страну оставили иностранные компании, говорят эксперты. Один из важных трендов по отношению к пользователям — борьба с их легкомыслием и обучение, чем и занялись крупнейшие российские технологические компании. Круглый стол «Информационная безопасность в современном обществе» прошел в рамках XXIV Ясинской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, которую проводит НИУ ВШЭ.
«Сегодня разговор связан с тематикой, которая кажется, с одной стороны, очень модной, активной, популярной. С другой стороны, в этих разговорах, как правило, мы слышим самые разнообразные опасения, пугалки. Эмоций больше, чем содержания, — сказал, открывая мероприятие, советник Московского института электроники и математики им. А.Н. Тихонова (МИЭМ) НИУ ВШЭ Василий Буров. — Поэтому мы собрались профессиональным сообществом, ориентированным не на эмоции, а на содержание».
После ухода иностранных ИТ-компаний российские разработчики испытывают сложности с внедрением цифровых решений для защиты информационных данных, отметил директор по росту компании BI.Zone Рустэм Хайретдинов. Но российские ИТ-компании стремятся замещать зарубежные технологии отечественными, добавил он.
Генеральный директор компании Zecurion Алексей Раевский обратил внимание на то, что с уходом иностранных компаний на внутреннем рынке осталось много высококвалифицированных специалистов, которые теперь смогут работать на отечественные компании. Разработчикам стало легче нанимать инженеров, программистов, тестировщиков. «Потому что многие иностранные компании, которые у нас присутствовали, сократили свои центры разработок», — сказал он. Алексей Раевский привел в пример решение Deutsche Bank сократить центр разработки и уволить 500 сотрудников. «Для нас это приятная история, потому что у нас были очень серьезные кадровые проблемы. За талантами все гоняются, все хотят, чтобы у них работали самые крутые. Это все выливалось в ценовую конкуренцию, и здесь побеждал не тот, у кого более интересные задачи или более важные, а кто мог больше заплатить», — комментирует Алексей Раевский.
Сейчас обучение пользователей — весьма модный тренд на рынке, подчеркнула руководитель отдела маркетинга информационной безопасности компании VK Тамара Чечеткина. Первыми, по ее словам, в этом направлении стали специалисты Сбера, которые очень серьезно начали вкладываться в обучение. А также «Лаборатория Касперского» и другие крупные технологичные компании. «Мы много внимания уделяем общению с пользователями. Самая большая наша проблема в том, что люди недостаточно активно смотрят на вопросы безопасности, — говорит она. — У 90% пользователей стоят самые простейшие пароли. Чтобы взломать такой пароль, нужны доли секунды. Пользователи не меняют пароли годами, используют одинаковые пароли на разных ресурсах, пароли утекают. Мы обучаем пользователей, чтобы они относились ответственно к своему аккаунту, потому что сегодня аккаунт в интернете — это вход в их личную жизнь, вход в интернет-банк».
Приватность в будущем станет привилегией, уверен создатель и руководитель Ассоциации профессионалов в области приватности Алексей Мунтян. «Приватность и безопасность не только становятся дороже, они еще не всегда с точки зрения технологий будут вам доступны. У нас сейчас систему образования ускоренно диджитализируют, но такой опыт уже есть в Евросоюзе и США: самое элитное образование — это образование абсолютно недиджитализированное, когда есть живые учителя, преподаватели, которые могут передать бесценный опыт», — полагает эксперт. По его мнению, к этой привилегии будут иметь доступ 5, максимум 10% населения.
Руководитель автономной некоммерческой организации «Информационная культура» Иван Бегтин полагает, что в последние несколько лет крупные технологические компании стали обрастать компетенциями по информационной безопасности и по искусственному интеллекту. Но в какой-то момент возникла ситуация, когда у этих компаний резко выросли доходы и обороты, и там стали рассуждать в том духе, что «данные к нам приходят, данные от нас не уходят». «Сегодня регуляторы пришли к осознанию, что они не управляют ситуацией. По разным причинам: где-то по причине жесткого контроля над бизнесом, как в Китае и отчасти в России, где-то из-за сильных лоббистских возможностей, как в США. Теперь власть возвращает себе власть — она была потеряна, когда бесконтрольно рос интернет», — рассуждает он. Сейчас регулирующие органы, по оценкам Ивана Бегтина, снова заинтересованы в том, чтобы диктовать правила всему рынку и добиваться их соблюдения. И защита приватности — один из инструментов удержания этой власти, полагает он.