Искусство вовлечения: современные подходы в арт-институциях

Фото: iStock
Фото: iStock

Арт-институции расширяют горизонты и предлагают много возможностей для воплощения своих идей художникам, дизайнерам и другим творческим людям. Как им при этом вовлекать в свое комьюнити аудиторию, искать нестандартные инструменты для пиара и маркетинга, обсуждали продюсеры, представители креативных агентств и PR-специалисты на дискуссии «Креатив на территории арт-институций», организованной Школой дизайна НИУ ВШЭ совместно с экосистемой ART FLASH.  

Креативные инструменты

Основательница арт-экосистемы ART FLASH Эмилия Манвельян предложила обсудить неочевидные инструменты вовлечения людей в арт-пространства, которые не связаны с привычным пиаром. Таких примеров нашлось немало.

Координатор направления «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Марьяна Дайнорович рассказала, как ее команда нашла нестандартное решение для рекламы выставки в виде надувного слона. 

Дело в том, что арт-пространство, где располагалась экспозиция, находилось на третьем этаже Московского музея современного искусства со стороны заднего двора, что было не очень удобно для привлечения проходящих мимо людей. И встал вопрос, как и чем завлечь гуляющую по улице публику на выставку, а заодно прояснить для посетителей не очень простую логистику. 

Марьяна Дайнорович

«Одна художница сделала очень большого надутого слона, который поразительным образом привлекал всех детей и взрослых своим внешним видом», — рассказала Марьяна Дайнорович. Сама выставка была посвящена большим данным, на ней были представлены объекты, предметы творчества художников, связанные с осмыслением цифровых отношений. И большой слон оказался на своем месте. По словам Марьяны Дайнорович, организаторы выбрали стратегию «и шалости», которая отлично может сработать и на других мероприятиях такого рода. 

Подобный подход к привлечению внимания поддержала и основательница агентства Department 22 Виктория Тащян. «На самом деле, абсолютно очевидное решение — делать различные креативные рассылки блогерам», — сказала она. Однако, по словам Виктории, стоит обратить внимание и на конкретные категории людей в интернете. «Мы, например, сделали в социальных сетях рассылку мамам в декрете, потому что их рекомендациям больше доверяют», — поделилась она.  

«На московском фестивале цифрового искусства мы с командой для привлечения внимания повесили большого светящегося паука», — рассказала куратор Generative Gallery Дарья Эпин. По ее словам, они как организаторы специально не от своего лица писали сообщения в новостные паблики с намеком, что «в музее повесили такого уродливого паука». В итоге, по словам Дарьи Эпин, вброс про паука распространился на миллионы просмотров, и на фестиваль пришло очень много людей, чтобы сфотографироваться с арт-объектом. 

Однако, как отметила PR-директор фонда и галереи Ruarts Анна Судец, не каждое мероприятие может пойти на черный пиар, необходимо также учитывать характеристику и специфику ивента. 

Маркетинг и пиар

Марьяна Дайнорович подметила, что в стенах Школы дизайна НИУ ВШЭ было почти все: от понятных ивентов до необычных перформансов.

Эмилия Манвельян рассказала, что в ее практике также было много интересных интеграций. «Как-то мы сделали лототрон, откуда можно было вытащить маленький стикер-предсказание», — поделилась спикер. По ее словам, эта идея понравилась участникам мероприятия, а многие потом наклеили этот стикер на телефон. То есть, помимо просмотра выставочных работ, можно добавить какое-то действие», — пояснила Эмилия Манвельян. 

Фото: iStock

В свою очередь, Виктория Тащян призналась, что ей лучше работать с точки зрения маркетинга, а не пиара. «На одном мероприятии мы устроили конкурс среди детей на лучшую афишу для нашего киноконцерта, которая стала бы ключевой», — привела пример спикер. Она рассказала, что родителям очень понравилась данная инициатива со стороны организаторов и им было приятно, что детям дали возможность поучаствовать. 

Также свое мнение выразила Анна Судец. По ее словам, даже в какой-нибудь классической схеме по рекламе ивента можно найти интересные варианты. 

Арт-комьюнити

Благодаря поддержке различных сообществ арт-институции могут как расширять свою аудиторию, так и делать более разнообразным культурный ландшафт, создавая пространство для голосов и мнений.

По мнению Марьяны Дайнорович, учебные заведения часто не образовывают комьюнити среди своих студентов и выпускников. «У нас (в Школе дизайна ВШЭ. — Ред.) четко выстроенная система, где каждый студент, неважно, с какого он курса или направления, может обратиться к нашему пиар-отделу», — поясняет спикер. Каждый человек, по ее словам, имеет возможность получить рекламу своей выставки в официальных социальных сетях Школы дизайна НИУ ВШЭ. 

Виктория Тащян подчеркнула важность комьюнити в арт-индустрии: здесь нужно не просто делать пиар-рассылки, а поддерживать контакт со своей аудиторией. «В нашем агентстве мы очень часто агитируем клиентов, которые хотят у нас развивать SMM, превращать их социальные сети в некий журнал или что-то информативное», — сказала она. 

Однако у четко сформировавшегося комьюнити есть свои недостатки, которые могут помешать развитию арт-институции. «Зачастую устоявшееся комьюнити не наращивает число людей, поэтому нужно думать, как его совершенствовать с разных сторон», — отметила Дарья Эпин. 

Дата публикации: 06.08.2024

Автор: Дарья Володина, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: