Как выпустить свой комикс в России и не сойти с ума

Фото: chitai-gorod.ru
Фото: chitai-gorod.ru

В России наблюдается кризис сценаристов и художников комикс-жанра — это с одной стороны. С другой — сам процесс создания и выпуска графических романов довольно сложен и сопряжен со многими трудностями. Как все же издать свой комикс, воплотить идею в жизнь и довести задумку до прилавка, рассказал вышкинцам популяризатор комиксов, заведующий комикс-центром SMART-библиотеки имени Анны Ахматовой Андрей Дроздов в рамках «НОЧИ Студента2024».

Чтобы увидеть свою идею воплощенной на бумаге, юному комиксисту (автору комиксов) понадобится: зарегламентировать концепцию комикса, найти сценариста и художника, выбрать стиль, собрать средства на публикацию, составить план затрат, продумать стратегию продвижения.

Андрей Дроздов, Фото: Лиза АЛИ

Выпуск графических романов представляет собой сложный и многоступенчатый процесс, подчеркивает Андрей Дроздов. Чтобы не запутаться в нем, эксперт советует обращать внимание на ряд важных вещей, которые нужно сделать на пути к реализации замысла.

●     Различать идею и концепт

Многие начинающие авторы страдают от обилия идей, которые обязательно нужно воплотить в нечто грандиозное. Поэтому для начала стоит отделить идею от концепта, где первое — поток мыслей, второе — план, который будет реализовываться в дальнейшем. Идеи можно вылить на любую поверхность (журнал, заметки в телефоне, чат с другом), но когда дело доходит до концепта, необходимо начать строго регламентировать все ваши пожелания относительно будущей истории.

●     Найти сценариста

Даже если автор комикс-идеи считает себя успешным сценаристом (тут важно помнить, что сценарист пьесы — не то же самое, что сценарист комикса), чтобы получить более структурированный комментарий по концепции романа, необходим профессионал — специалист в своей области, с которым можно найти совместный подход к написанию сценария. Не стоит забывать и о строгости в своих требованиях. «Сценарист может написать ту историю, которая важна вам, и сценарист может написать ту историю, которая важна ему, но если это ваша история, то превалирует именно ваша идея», — подчеркивает Андрей Дроздов.

●     Выбрать стиль комикса

Существует несколько школ комиксов: французская (bande dessinée) с альбомным форматом страниц, итальянская (fumetti), уже более фривольная, японская (манга) и американская. Каждый художник работает в своем стиле и формате, который не всегда вписывается в рамки одной из этих школ, но чаще всего подпадает под ту или иную категорию. Художники помогают превратить концепцию комикса в реальный продукт — именно такой, каким его видит автор. И именно художники могут оптимально сверстать иллюстрации.

Дроздов признается, что дает свободу воли своим художникам, однако все равно контролирует процесс и вносит правки. Художников можно найти в любых социальных сетях, наладить контакт и начать работать вместе. 

●     Решить вопрос финансирования

Собрать средства на создание комикса можно через краудфандинг, фонды или путем получения гранта. Андрей Дроздов рекомендовал обращать внимание прежде всего на краудфандинговые платформы: там намного меньше бюрократии, чем, например, в грантовых системах, где необходимо будет готовить отчеты по каждому пункту затрат на создание и выпуск комикса. Тем не менее рассматривать стоит все способы привлечения финансирования.

Здесь полезными могут быть сайты «Гранты РФ», «Культура. Гранты России», Sbordeneg, Planeta, Boomstarter. Для успешного запуска проекта на последних трех краудфандинговых платформах автору необходимо четко представлять, что именно он хочет сделать, сколько времени уйдет на проект и сколько денег необходимо собрать с помощью платформы, — все это важно, чтобы обеспечить полную прозрачность процесса и повысить доверие к проекту. Необходимо также прочитать условия размещения проекта, так как некоторые платформы устанавливают проценты, которые начинающему комиксисту необходимо выплачивать.

●     Продумать стратегию продвижения

Если не заключать контракт с крупными издательствами (в основном с компаниями из холдинга «Эксмо-АСТ», в который сейчас входит большинство издательств), можно забыть о том, чтобы попасть на полки сетевых книжных магазинов. В таком случае не стоит бояться рекламировать свое произведение в социальных сетях, ходить на специальные фестивали современной культуры, а также пытаться продвинуться за счет рекламы от медийных личностей. Начинающие комиксисты, по словам Андрея Дроздова, могут также обратиться в набирающие оборот комикс-издательства Alpaca и Comic Publisher.

Андрей Дроздов — один из авторов серии «Поэты Серебряного века: графический роман», в частности комиксов «Маяковский. Как делать стихи», «Меня зовут Гуми-лев», «Ахматова. 6 историй». На встрече со студентами Вышки он также рассказал о планах выпустить комикс-биографию Марины Цветаевой.

Дата публикации: 14.02.2024

Автор: Александра Зинченко, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ

Будь всегда в курсе !
Подпишись на наши новости: